Рынок яиц: обзор, лидеры, перспективы
Текст: А. Соловьева, аналитик компании «Маркет Аналитика»
Благодаря уникальному содержанию протеинов и полезных жиров, а также отличным питательным и вкусовым качествам, яйцо по праву может считаться одним из самых полезных пищевых продуктов. Однако отечественный рынок куриных яиц, несмотря на популярность яиц среди потребителей, показывает нестабильное развитие.
В 2010–2012 годах объем производства постепенно увеличивался. В 2010 году этот показатель составлял 40 599,2 млн шт., а по итогам 2012 года вырос до 42 032,9 млн шт. При этом увеличение темпов производства составило 3,5 процента по сравнению с 2010 годом. Однако в 2013 году наблюдалось падение уровня производства на 1,8 процента по сравнению с предыдущим годом, и показатель объема уже составлял 41 286 млн шт. Все специалисты с нетерпением ждут итогов 2014 года, прогнозируя разные результаты.
ТОЛЬКО ДЛЯ СВОИХ
Экспорт яиц в 2012 году по сравнению с 2011 годом снизился на 5,7 процента в стоимостном выражении. В прошлом году, наоборот, отмечалась тенденция роста на 6,8 процента. В натуральном обороте показатели экспорта на рынке яиц показывали отрицательную тенденцию. В 2012 году поставки яиц снизились на 15,2 процента по сравнению с предыдущим периодом. В 2013 году также наблюдалось понижение данного показателя на 3,8 процента. Одной из основных причин снижения объемов экспорта этой продукции можно назвать уменьшение производства яиц в прошлом году в России. По данным Федеральной таможенной службы РФ, за первые девять месяцев 2014 года показатели экспорта яиц из России составили 11,9 тыс. т в натуральном выражении и 16,4 млн долларов — в стоимостном.
Экспорт яиц производился РФ в 2013 году в основном в соседние страны и государства — бывшие республики Советского Союза. В натуральном выражении существенная доля продукции в прошлом году была направлена в Монголию — 36,3 процента, Казахстан — 27,3 процента, Киргизию — 16,8 процента, Таджикистан — 14,8 процента, и Абхазию — 3,4 процента. В стоимостном обороте позиции стран по объему ввозимой продукции из РФ остаются такими же.
ВЕСОМЫЙ ИМПОРТ
Постепенно показатели импорта яиц увеличиваются как в натуральном, так и в стоимостном выражении. В 2012 году поставки этой продукции из других стран выросли на 14,8 процента в натуральном выражении, а в стоимостном — на 16,5 процента по сравнению с 2011 годом. В прошлом году рост показателей импорта увеличился еще на 20,7 процента в стоимостном выражении и на 7,4 процента — в натуральном. По данным ФТС РФ, за первые девять месяцев 2014 года объем импорта продукции достиг отметки в 75,6 тыс. т в натуральном выражении и 252,7 млн долларов — в стоимостном.
Наибольшая доля импортных поставок в прошлом году была из Беларуси — 53,12 процента, Нидерландов — 15,91 процента, Германии — 9,39 процента, Чехии — 5,71 процента, США — 4,02 процента. На другие страны в сумме приходилось 11,85 процента.
Сравнивая общую ситуацию на рынке яиц, следует отметить, что на протяжении 2011–2013 годов показатель экспорта в натуральном выражении демонстрировал тенденцию к уменьшению, в то время как объемы импорта постоянно росли. Это можно объяснить снижением уровня производства яиц в России в 2013 году. По данным Министерства сельского хозяйства России и некоммерческого объединения «Росптицесоюз», этот факт связан с засухой 2012 года, которая привела к значительному росту цен на зерно и другие материальные ресурсы. Так, средняя цена пшеницы в первом полугодии 2013 года составила 10 320 рублей за тонну, что на 77 процентов выше средней цены первого полугодия 2012 года.
ЛИДЕРЫ РЫНКА
Основное производство яиц в нашей стране сосредоточено в Приволжском ФО — 26 процентов, Центральном ФО — 21 процент, и Сибирском ФО — 15 процентов. По регионам наибольший объем выработки яиц приходится на Ленинградскую и Ростовскую области — 7,7 и 4,6 процента. Затем идут Краснодарский край — 3,6 процента, Тюменская и Ярославская области — по 3,5 процента, Челябинская область — 3,4 процента. На другие регионы приходится 73,8 процента. Более 77 процентов всего объема производства яиц в России обеспечивают сельскохозяйственные организации. Показатели фермерских хозяйств составляют примерно 21 процент, поскольку им сложно конкурировать с крупными предприятиями и агрохолдингами.
По мнению экспертов некоммерческого объединения «Росптицесоюз», главным положительным фактором, влияющим на рост производства и формирование рынка яиц, можно назвать достаточно высокий уровень интеграции и индустриализации. Так, создание крупных холдингов по производству яиц способствует централизации капитала и стабильности этого сегмента рынка. Сегодня примерно 40 процентов производства яиц обеспечивается 20 компаниями в России, из них, по данным за прошлый год, наиболее крупными являются: ЗАО «Птицефабрика “Синявинская”» — четыре процента от общего объема, ОАО «Птицефабрика “Боровская”» — три процента, ЗАО «Птицефабрика “Роскар”» — три процента, ОГУП «Птицефабрика “Свердловская”» — три процента, ООО «Урало-Поволжская промышленная группа» — два процента.
БАРЬЕРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
Поскольку птицеводство представляет собой капиталоемкую отрасль производства, то существует ряд общих проблем развития и повышения производительности. Сегодня налицо технико-технологическое отставание сельского хозяйства России от развитых стран мира из-за недостаточного уровня доходов сельхозпроизводителей для осуществления модернизации, а также стагнация аграрного машиностроения и пищевой промышленности. Развитию мешает и ограниченный доступ фермеров к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры и возрастающей монополизации торговых сетей. Сказываются медленные темпы социального развития сельских территорий, определяющие ухудшение социально-демографической ситуации, отток трудоспособного населения, особенно молодежи, а также сокращение сельской поселенческой сети. На развитие отрасли влияет нехватка отечественных источников финансирования для создания нового производства. Важен и недостаток использования современного оборудования и технологий, а также импортных кроссов, содержание которых требует применения импортируемых составляющих — вакцин, витаминов и прочего. Проблемой является и отсутствие господдержки производителей органических продуктов, слабая общественная популяризация экотоваров и низкая осведомленность об экологической обстановке в стране. Ситуация усложняется отсутствием отлаженной логистики и системы сбыта.
ШАГИ ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ
По мнению экспертов некоммерческого объединения «Росптицесоюз», можно выделить следующие перспективы и тенденции развития рынка яиц. Важно проводить работы по расширению мощностей на основе модернизации и замены технологического оборудования и завоз из-за рубежа высокопродуктивного исходного материала для промышленных кроссов. Необходимо проведение мероприятий по развитию племенной базы животноводства в России, что позволит перейти на качественно новый уровень селекционно-племенной работы на основе широкого использования лучших отечественных и мировых генетических ресурсов. В 2016–2020 годах должна быть создана вертикально интегрированная система, что даст возможность увеличить поголовье высокопродуктивной птицы в селекционно-генетических центрах, племенных заводах и репродукторных хозяйствах и обеспечить продовольственную безопасность и осуществление экспортной политики. Нужно начать внедрение системы прослеживаемости производства продукции в целях гарантии ее качества и безопасности, а также для выхода на зарубежные рынки. Преимущество даст внедрение современных технологий содержания и кормления птицы, разработка и реализация эффективной системы мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, а также обязательное выполнение всех ветеринарно-санитарных и зоотехнических требований по выращиванию и содержанию птицы, ее убою и переработке, совершенствование системы мониторинга показателей безопасности.
ПОЛЕЗНЫЕ ЗАГОТОВКИ
По мнению специалистов птицеводческих предприятий Дальнего Востока, сложившаяся в России экономическая ситуация в связи с запретом импорта сельхозпродукции из ряда стран оказывает определенное влияние на деятельность многих отечественных компаний. Эксперты считают, что для дальнейшего развития отрасли необходимо усилить роль потребительской кооперации как основного заготовителя на селе. Реализовать это возможно, выведя заготовительную деятельность из кризисного состояния и возобновив рост объемов закупок сельскохозяйственных продуктов и сырья как в целом, так и по отдельным видам. В современной экономической ситуации первоочередные меры должны быть нацелены на возрождение заготовительно-производственного комплекса. Эта отрасль, где наиболее полно совпадают интересы пайщиков и кооперативной организации, должна стать главным приоритетным направлением. Основная причина — низкий уровень конкуренции в данной отрасли в сравнении с торговлей. В сфере заготовок сохранен имущественный и технологический комплекс, что не требует затрат, равных новому строительству. К тому же организация гарантированного сбыта сельскохозяйственной продукции поможет возродить интерес населения к потребкооперации и станет дополнительным источником денежных доходов. При этом освоение товарных ресурсов создаст предпосылки для развития производственной деятельности и роста товарооборота.