Техника 25 сентября 2020

Топливный контроль

Топливный контроль

Материал подготовлен специалистами ФГБУ «Центрально-Черноземная государственная зональная машиноиспытательная станция»

В современных условиях в связи с возрастающими объемами использования энергонасыщенных тракторов, самоходных сельскохозяйственных машин и автомобилей с форсированными двигателями значительно ужесточаются требования к горюче-смазочным материалам. В итоге от грамотного и квалифицированного подхода к контролю их качества зависит успех в аграрной сфере.

Функционирование предприятий в период весенне-полевых и уборочных кампаний требует непрерывного механизма осуществления производственных процессов. В этот ответственный момент необходимо обеспечить безотказную работу техники. В целях стабильного выполнения сельскохозяйственных процедур специализированными организациями постоянно проводятся мониторинг и контроль качества горюче-смазочных материалов.

ВОСТРЕБОВАННАЯ УСЛУГА

В 2020 году хозяйства стремятся своевременно закупать ГСМ, в том числе дизельное топливо, и оперативно проверять их качество в лаборатории. Сегодня в нашей стране действует порядка 10 машиноиспытательных станций. Помимо оценок сельскохозяйственной техники, многие организации проводят мониторинги, обследования, а также осуществляют контроль качества нефтепродуктов. Результаты лабораторных анализов отобранных проб сообщаются специалистам хозяйств для исключения факторов применения некачественного топлива в тракторах и самоходных сельхозмашинах. Итоги уже проведенных испытаний подтвердили проблему поставок некоторым аграриям некондиционных ГСМ.

Самым востребованным нефтепродуктом для полевых работ по-прежнему является дизельное топливо, поэтому оно проверяется в большей степени. Сельхозпроизводителей интересуют основные характеристики этого горючего, позволяющие добиваться безотказной работы техники. К ним относятся фракционный состав, по которому определяются полнота сгорания, дымность и токсичность выхлопных газов, и вязкость, помогающая судить о процессе нагнетания и впрыска материала и влияющая на смазывающие возможности. Низкая вязкость приводит к быстрому износу топливного насоса и форсунок. В не меньшей степени важными являются показатели вспышки, определяющие ресурс безопасного применения сырья в двигателе, и серы, устанавливающие уровень нагара, коррозии и износа дизельного мотора. Для зимних условий значимы параметры температуры помутнения, застывания, предельных градусов фильтруемости и другое.

ПРОВЕРИТЬ КАЧЕСТВО

Статистика исследований за последние четыре года оказалась неутешительной. Большая доля простоев техники была связана с заправкой некачественным дизельным топливом — например, в 2016 году она составила 51,4%. Так, содержание серы в горючем в хозяйствах Курского и Глушковского районов Курской области превышало норму почти в 900 раз, а внушительное количество образцов сырья, предназначенного для использования в зимний период, имело заниженный параметр по температуре вспышки — 25ºС при норме не ниже 55ºС. В 2017 году доля простоев техники составила 37,5%, в 2018 году — 45%. В хозяйстве Золотухинского района содержание серы в дизельном топливе было зафиксировано на уровне 6783 мг/кг, в компании Льговского района — 8341 мг/кг при норме не более 10 мг/кг. У индивидуального предпринимателя из города Курска температура вспышки в ГСМ достигла лишь 18ºС.

топливный контроль

В 2019 году доля простоев сельскохозяйственных машин составила 30%. За 12 месяцев в лабораторию испытаний горюче-смазочных материалов поступило 97 обращений от производителей, организаций, частных предпринимателей и физических лиц, было проверено качество 187 проб нефтепродуктов. По результатам исследований удалось выявить 20% некондиционного бензина от числа изученных образцов проб, 30% — дизельного топлива, 10% — моторного масла, 60% — трансмиссионного масла. Основными показателями, по которым был забракован бензин, являлись фракционный состав, внешний вид и содержание железа. Дизельное топливо не проходило проверку по сере, вспышке, предельной температуре фильтруемости, моторные масла не соответствовали нормативам по щелочному числу и индексу вязкости, трансмиссионные — по вязкости и ее индексу. В двух хозяйствах Золотухинского района вместо дизельного топлива было поставлено печное.

ПО ЕВРОПЕЙСКИМ ПРАВИЛАМ

Отдельно следует отметить, что сегодня разрешен выпуск только горючего класса Евро 5, при этом на рынок поступает сырье Евро 4. Первый стандарт был принят на территории РФ 1 января 2016 года. Утвержденный документ определяет нормы содержания вредных веществ в выхлопных газах, по которым можно судить о качестве материала и его экологической безопасности. Топливо, изготовленное по европейским правилам, имеет лучшие характеристики: например, при его эксплуатации снижаются дымность отработанных газов и уровень выбросов продуктов сгорания.

За первый квартал 2020 года в лабораторию ФГБУ «Центрально-Черноземная государственная зональная машиноиспытательная станция» обратились 22 компании, и было обследовано 30 образцов дизельного топлива. Из них 14 проб имели отклонения от требований ГОСТа и технического регламента, что составило 46,7%. Главным образом нарушения коснулись содержания серы. В основном сернистые соединения удаляются из двигателя вместе с отработанными газами, но часть данных продуктов вступает во взаимодействие с водяным паром и формирует серную и сернистую кислоты. В результате их воздействия на мотор распространяется коррозия на деталях поршневой группы и возникает нагар, который сокращает теплоотдачу от поршня и ограничивает подвижность колец, в связи с чем снижается компрессия. В условиях высокой температуры происходит газовая коррозия металлов, а при низких — выделяются указанные кислоты. Следовательно, в любом случае они отрицательно влияют на состояние и работу двигателя, а также сокращают его физический ресурс. Например, при содержании серы более 0,5% существенно ускоряется коррозия поверхностей цилиндров и загрязняется моторное масло. В ходе исследований выяснилось, что в топливе двух хозяйств области концентрация этого элемента фиксировалась на уровне 1223 и 3329 мг/кг при норме не более 10 мг/кг. Кроме того, в пробах ГСМ для использования в зимнее время наблюдались отклонения по температуре вспышки, фракционному составу и предельной температуре фильтруемости. Предприятиям удалось своевременно заменить некачественное дизельное топливо и не допустить поломок техники.

ОБЕСПЕЧИТЬ НАДЕЖНОСТЬ

В целом 2019 год показал целесообразность работы лабораторий контроля качества ГСМ, обусловленную практической возможностью хозяйств, предпринимателей и частных лиц оперативно оценивать нефтепродукты, закупаемые через торгующие организации. Деятельность МИС эффективно обеспечила замену некачественного материала, приводящего к поломкам техники. Для недобросовестных игроков рынка этот факт послужил сигналом для того, чтобы поставлять в регион подходящее топливо. Более того, сегодня не только предприятия стали проверять надежность закупаемых нефтепродуктов, но и продавцы и посредники с целью удостовериться в заявленных характеристиках реализуемого сырья, так как они дорожат репутацией. В результате наметилось снижение поставок в регион некондиционного дизельного топлива за счет контроля лабораторий. Сейчас основной объем некачественных горюче-смазочных материалов в Центрально-Черноземный район поступает из Воронежской и Ростовской областей. При этом важно подчеркнуть, что все хозяйства, у которых были выявлены неудовлетворительные пробы, благодаря оперативности специалистов станции вовремя успели заменить сырье. В итоге удалось предотвратить выход на рынок нефтепродуктов около 600 т некондиционного дизельного топлива.

В практику работы испытателей некоторых станций также вошло самостоятельное постоянное информирование в средствах массовой информации производителей, фермеров, специалистов сельского хозяйства, студентов вузов, колледжей и учащихся школ. Например, эксперты ФГБУ «Центрально-Черноземная государственная зональная машиноиспытательная станция» совместно с представителями ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» успешно ведут работу на кафедре нефтехимии. Такое сотрудничество дает возможность обеспечивать выпускников общими понятиями о нефти и нефтепродуктах, их основных свойствах, навыками обращения со специализированными приборами и оборудованием, а также с нормативной документацией, что позволяет им реализовывать себя в разных сферах деятельности. В целом вся деятельность машиноиспытательных станций направлена на улучшение работы сельскохозяйственных предприятий, которым в свою очередь следует постоянно проводить комплексный анализ приобретаемых горюче-смазочных материалов.

Популярные статьи