Теплицы 30 марта 2016

Тракторная зависимость: перспективы развития российской отрасли сельхозтехники

Тракторная зависимость: перспективы развития российской отрасли сельхозтехники

Текст: М. Варшавская, ООО «ЮИКЦ» (печатается с сокращениями) 

РОССИЯ — СТРАНА С САМЫМИ БОЛЬШИМИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ УГОДЬЯМИ В МИРЕ. ОДНАКО СЕГОДНЯ УРОВЕНЬ МЕХАНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АГРАРНОГО СЕКТОРА ОСТАЕТСЯ ОДНИМ ИЗ САМЫХ НИЗКИХ СРЕДИ РАЗВИТЫХ СТРАН. В ЧЕМ ПРИЧИНА ЭТОГО ЯВЛЕНИЯ, И КАКОВЫ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ОТРАСЛИ СЕЛЬХОЗТЕХНИКИ?

Сейчас в США и Канаде на одну тысячу гектаров приходится 16 тракторов, в Российской Федерации — 3,5. При этом отечественный аграрный сектор отличают засилье старой техники и практически полное отсутствие производства ее отдельных компонентов: мостов, трансмиссий и других. Учитывая сложные внешнеэкономические отношения, складывающиеся в последние два года, для дальнейшего полноценного развития АПК необходимо ориентироваться на собственное производство.

ДОЛЯ ИМПОРТА

По мнению аналитиков, спасти ситуацию можно разными путями, но наиболее действенные из них — оказание государственной поддержки отечественным машиностроителям, а также создание благоприятных условий для увеличения степени локализации иностранных производств в РФ. Это позволит получить не только положительный количественный, но и качественный результат. Для многих сельхозпроизводителей неважно, где был сделан трактор, обрабатывающий его поля. Для них главное, чтобы машина работала эффективно, не ломалась и была доступна по цене.

Вопрос импортозамещения в области аграрной техники стоит сегодня остро. Значительный недостаток заключается в том, что пока отрасль сельхозмашиностроения не выделена в отдельный сектор, и единственной мерой поддержки является программа субсидирования отечественных производителей сельхозтехники в рамках Постановления Правительства РФ № 1432. Поэтому доля импортной продукции в структуре рынка России достаточно высока — в секторе тракторов этот показатель составляет более 90 процентов. Частичное замещение происходит за счет организации сборочных производств иностранных торговых марок на территории страны. Полное замещение импорта невозможно из-за отсутствия соответствующих мощностей.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для полноценной работы российскому АПК необходимо иметь не менее 850 тыс. тракторов, но пока в наличии около 250 тыс. штук. При этом количество машин в сельхозорганизациях в 2010–2015 годах постоянно уменьшалось. В среднем ежегодное сокращение составляло 5–6 процентов. Однако сейчас оптимизм внушает замедление темпов выбытия — до 4,8 процента, что говорит о возможном начале стабилизации. Количество тракторов, как и скорость их обновления, различаются в регионах, а территориальная структура парка зависит от специализации области. Порядка 80,6 процента машин находится в четырех районах РФ. Основной аграрный регион — Приволжский ФО — сосредоточил чуть более 27 процентов, второе место занимает Центральный ФО — 22,1 процента, что связано с развитием овощеводства и более высокой потребностью в технике. Третье место принадлежит Южному ФО — 15,5 процента, а четвертое досталось Сибирскому ФО — 15,3 процента.

Обновление техники происходит невысокими темпами: этот показатель не превышает трех процентов. При скорости выбытия в 4–5 процентов отрасли уже не удастся поддерживать стабильность тракторного парка. Например, в 2014 году было приобретено всего 7 744 машины. Обновление парка напрямую зависит от благосостояния страны. Наибольший объем новой техники за последние семь лет был приобретен в 2008 году — почти 14 тыс. тракторов. По итогам 2014 года с учетом роста рынка закупили всего 7,4 тыс. единиц. К такому результату привело влияние негативных факторов — начиная с последствий неблагоприятных погодных условий 2012 года и заканчивая общим торможением российской экономики. Территориальная структура закупок новой техники в целом повторяет распределение парка. Наибольшее количество тракторов приобретается традиционно в Центральном ФО — почти треть, а на втором месте Приволжский ФО с 26,8 процента. На долю Южного ФО приходится порядка 13 процентов, что мало для региона, стратегически важного с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности страны.

Сельское хозяйство РФ обладает особой спецификой — при колоссальных земельных ресурсах страна не в состоянии удовлетворить потребность в технике. При объеме внутреннего производства в 1,3 млрд евро российский рынок сельхозтехники оценивается специалистами в 2,8 млрд евро, что говорит о высокой зависимости от импорта. В результате сложной экономической ситуации в последние два года Россия — колоссальный рынок сбыта дешевого оборудования сомнительного качества преимущественно из стран СНГ и Азии.

ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВА

Согласно правительственному антикризисному плану, а также госпрограмме развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, было решено выделить два миллиарда рублей производителям отечественной техники. Решение утверждено премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым. Субсидии помогут дополнительно приобрести почти три тысячи агрегатов и поспособствуют увеличению объема изготовления и продаж российских тракторов. Однако создание этих машин в России зачастую становится более дорогим, нежели закупка техники за рубежом. Проблема заключается в подходе к субсидированию компаний. Например, сегодня сократилось производство качественной техники иностранных марок, собираемой в России, но возросло число машин российских предприятий. Это обусловлено участием некоторых фирм в программе поддержки, известной как «1432». Компании, которые не подпадают под ее технические требования по степени локализации производства, автоматически теряют конкурентоспособность по цене, хотя в большинстве случаев превосходят субсидируемые аналоги.

Сегодня отечественные марки не могут обеспечить мировой уровень качества тракторов с точки зрения как технологического оснащения, так и комфорта. Поэтому российским аграриям остается ждать, пока иностранные организации повысят степень локализации в РФ, чтобы иметь возможность участвовать в программах господдержки, либо платить более высокую цену за качественный товар. Однако существует третий способ выхода из положения — покупать доступную технику из Азии. Структура импорта в 2014 году без учета Республики Беларусь наглядно демонстрирует укрепление внешнеэкономических связей в области сельского хозяйства со странами этого региона. Более 63 процентов ввоза приходится на технику китайского производства и еще около 20 — японского. Китайские тракторы обладают одним важным конкурентным преимуществом — доступной ценой. Подобное предложение становится для аграриев реальным выходом на фоне их снижающейся платежеспособности и растущей потребности в технике.

ОБОЮДНОЕ ПАДЕНИЕ

За последний год в России, как и во всем мире, объем выпуска сельхозтехники снизился. Темп роста по всем позициям ниже 100 процентов. Производство тракторов уменьшилось достаточно серьезно — 83,7 процента к предыдущему году. За 2014 год в России было изготовлено 7 734 единицы, что на 20,8 процента ниже по сравнению с показателями 2013 года. Тракторов сельскохозяйственного назначения было создано 6 394 штуки, что меньше на 16,3 процента. В значительной степени сократилось локальное производство иностранной техники — более чем на четверть, что объясняется усиленными мерами поддержки отечественных компаний.

Ситуация с оптовыми продажами сельхозтехники складывается немного по-другому, чем в производстве. По итогам прошлого года на рынке был отмечен прирост продаж тракторов — на 4,4 процента. Объем изготовления этих агрегатов превышает размеры отгрузки, что говорит о наличии переходящих остатков и их реализации в отчетном году. В денежном выражении сильного спада рынка не произошло в связи с увеличением стоимости продукции, а также из-за более доступного импорта из Азии. Продажи тракторов, как и в целом сегмент сельхозтехники, подвержены сезонности. Пик покупок приходится на начало весеннего периода, когда идет подготовка к полевым работам, а рост отмечается после летне-осеннего спада — в декабре. Обычно это связано с появлением у аграриев дополнительных средств после реализации урожая, которые они могут направить на модернизацию технического парка. Если рассматривать динамику за несколько лет, то наглядно прослеживается снижение объемов как изготовления, так и отгрузок с сохранением сезонных особенностей. Продажи сокращаются у большинства производителей, кроме завода «Ростсельмаш» и ряда других российских фирм.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Несмотря на общее снижение рынка тракторов, увеличение отгрузки и объемов изготовления отдельных российских предприятий говорит о том, что реализуемые меры государственной поддержки дают положительные результаты. Однако не стоит забывать о том, что количество не всегда означает качество, и дешевое не есть самое лучшее. Эффективность сельского хозяйства и издержки напрямую зависят от продуктивности возделывания земель, обработки посадок и сбора урожая, а также затрат производителя на приобретение и ремонт техники. В итоге все эти факторы формируют закупочную цену на товар, которая суммируется в доход аграриев и конечную цену на полке для покупателя. Таким образом, при разработке мер госсубсидий для товаропроизводителей и машиностроителей следует принимать во внимание не только количественные показатели, но и качественные. Ведь использование эффективной техники позволяет повысить продуктивность и самой отрасли, способствуя снижению издержек фермеров.

Доля импорта в секторе тракторов в нашей стране по-прежнему высока, и отрасль будет испытывать острый дефицит материально-технического обеспечения без дополнительных приобретений продукции у иностранных производителей. Также можно констатировать, что отечественная техника без мероприятий правительства оказывается недостаточно конкурентоспособной на внутреннем рынке. Фактически при сохранении текущих отраслевых тенденций продовольственная безопасность страны может оказаться в прямой зависимости от ввоза техники.

 

 

 

Популярные статьи