Универсальный труженик — обзор тракторных полуприцепов
Сельскохозяйственная логистика становится сложнее, при этом все более тяжелые грузы приходится перевозить на растущие расстояния в течение более короткого времени. Соответствовать всем требованиям позволяют современные высокоэффективные прицепы, сочетающие универсальность и высокую производительность.
Постоянно растущие производственные затраты при том же или более низком уровне цен вынуждают фермерские хозяйства постоянно пересматривать экономическую эффективность каждого шага в процессе сбора урожая. Самозагружающийся прицеп, успешно зарекомендовавший себя в течение десятилетий, еще больше повышает свою значимость.
РОССИЙСКИЕ НОВИНКИ
В 2022 году смоленский завод «Интенсивные технологии» представил новый агрегат — полуприцеп самосвальный ковшовый тракторный ПСКТ-25 «Хозяин» грузоподъемностью 25 т, высотой 3 м и с выгрузкой назад. С комплектом сетчатых надставных бортов высота машины может вырасти до 4 м, а вместимость — до 45,8 куб. м. Отличительной особенностью полуприцепа является сварной кузов из стали 5 мм, усиленный жесткой конструкцией. Он располагается на трехосной тележке, причем две оси — передняя и задняя — выступают самоподруливающими, что улучшает маневренность с трактором и меньше травмирует почву. Для полноценной выгрузки и предотвращения негативных ситуаций оси имеют возможность блокировки гидроцилиндрами, в том числе при движении назад, что обеспечивает ровный ход и подъезд к труднодоступным местам. Весовая система имеет автономное питание и состоит из шести стержней, позволяющих получать информацию о массе груза и выводить ее на монитор в кабине. Гидравлическая система также автономна, привод идет от вала отбора мощности трактора. Для основного гидроцилиндра необходимо порядка 100 л масла, что является порогом для машины, которая будет использоваться в работе. Полуприцеп может агрегатироваться с трактором тягового класса 5 и мощностью 300 л. с. Дышло имеет возможность гидравлической регулировки высоты, его гидроаккумуляторы сглаживают пульсации от рельефа почвы. Задний борт выполнен с возможностью установки шнеков-зерноперегрузчиков диаметром 250–350 мм. В связи с этим машину можно использовать как бункер-перегрузчик при уборке зерновых культур со скоростью от 40 до 200 т/ч в зависимости от трактора. Транспортная скорость полуприцепа с грузом — не более 15 км/ч, без него — около 25 км/ч.
Самосвальный тракторный полуприцеп СТТП от ростовского завода Bonum имеет подъемный кузов объемом 20 куб. м с выгрузкой назад и может свободно передвигаться как по дорогам общего пользования, так и в поле, не уплотняя почву шинами низкого давления в 2,8 бар. Надставные борта имеют высоту 500 мм, что увеличивает объем полуприцепа в 1,5 раза — до 30 куб. м, а массу перевозимого сырья — до 20 т. Они также позволяют транспортировать легкие сенажные грузы. Кузов и шасси агрегата имеют разъемную конструкцию, тормозная система — пневматическая. Задний борт с шиберной заслонкой открывается с помощью гидравлики. Тентовая система защищает содержимое от атмосферных осадков, ее обслуживание выполняется с площадки, находящейся на передней части кузова.
Полуприцеп ПСП-3252 от компании «Ярославич» благодаря большому вместительному кузову может за один рейс перевезти до 32 т или 52 куб. м груза, а за счет подпрессовки эта цифра может увеличиться до 63 куб. м. Кузов базируется на тележке-тридеме грузоподъемностью 48 т. Колесная тележка состоит из сварного подрамника, рессорной группы, одной неповоротной и двух поворотных осей, подкрылков. Возможна установка осей с максимально допустимой нагрузкой 13 500 или 16 500 кг. Система выгрузки работает с помощью сдвижного переднего борта по расположенному вверху силовому каркасу. Телескопический гидроцилиндр двухстороннего действия обеспечивает надежное выталкивающее усилие в 45 т, при этом кузов имеет предельную жесткость и защиту от распирания без дополнительных стяжек. Время разгрузки составляет не более трех минут. Агрегат является многофункциональной машиной и может эксплуатироваться в течение всего года. Так, при использовании дополнительного навесного оборудования он может функционировать как разбрасыватель органических удобрений, а при установке заднего борта со шнеком-перегрузчиком может применяться для загрузки сеялок и распределителей минеральных туков. Более того, машина может эксплуатироваться для транспортировки тяжелых строительных материалов или снега. Полуприцеп агрегатируется с трактором мощностью от 220 л. с. Особая форма кузова, малая погрузочная высота и низкий центр тяжести — преимущественные характеристики данной техники.
БЕЛОРУССКИЕ ПАРТНЕРЫ
Завод «Бобруйскагромаш» активно представляет на российских аграрных выставках свою новинку — самосвальный унифицированный полуприцеп ПСТ-18 грузоподъемностью 18 т. Он агрегатируется с трактором, емкость гидросистемы которого должна быть не менее 35 л. Тележка агрегата располагается на широкопрофильных шинах. Задний борт открывается с помощью гидроцилиндров, через него выгружается содержимое цельнометаллического кузова вместимостью 15,5 куб. м. Полуприцеп рассчитан на перевозку материалов средней плотности, в частности земли, мусора, навоза, готового силоса, минеральных удобрений и прочего, с учетом естественного насыпного конуса. Для транспортировки семян различных культур, корнеклубнеплодов, комбикорма машина комплектуется низкими надставными бортами, а для легковесных грузов — их высоким вариантом. Они увеличивают объем кузова до 22,3 куб. м. Полуприцеп может применяться во всех зонах земледелия, кроме горных районов. Производителем указывается, что сохранность груза при перевозке и полнота выгрузки без ручной доочистки составляют не менее 99%. Срок службы техники — не менее 10 лет. Его производительность за час основного времени при транспортировке материалов с номинальной загрузкой прицепа и скорости движения около 15 км/ч составляет не ниже 250 т∙км. Расход топлива базового трактора за основное время работы не превышает 37,5 кг/ч.
И КОРМА УБЕРЕМ
Тракторные полуприцепы все больше становятся многофункциональными машинами, разбрасывая удобрения или перегружая самостоятельно зерно. Инженеры компании Pöttinger, специализирующейся на кормозаготовительных технологиях, развивают направление одновременной уборки и транспортировки кормов на одном устройстве. Симбиоз технологий воплощается в Jumbo 7000 — комбинированном роторном прицепе-подборщике. В марте 2022 года машина победила в престижном конкурсе Farm Machine 2022 в категории кормоуборочной техники. Агрегат работает с тракторами мощностью до 500 л. с. и благодаря множеству технических новшеств значительно повышает эффективность уборки. Максимальная вместимость кузова составляет 54 куб. м. Полуприцеп в стандартной комплектации имеет ширину подбора корма 2300 мм, что обеспечивает быстрый и чистый сбор урожая даже с неравномерных или очень широких валков. Скорость подборщика регулируется по мере необходимости в диапазоне от 75 до 125 об/мин, а система измельчения имеет теоретическую длину дробления 34 мм. Длинная дуга ножей гарантирует нарезку по всей длине лезвия, корм измельчается точно и равномерно. Интеллектуальная и автоматически управляемая передняя панель обеспечивает уникальную стратегию загрузки и разгрузки. Специальные датчики определяют давление загрузки на передней панели. С помощью комбинации всех точек измерения степень уплотнения и желаемый уровень заполнения могут регулироваться. В результате параметры могут идеально соответствовать конкретным требованиям к сбору кормов. При необходимости можно достичь уникальной скорости загрузки до 400 кг/куб. м. Кроме того, для этой операции есть возможность выбрать три предопределенных режима, позволяющих оптимально адаптироваться к различным типам культур, содержанию сухого вещества и степени заполнения. Активная верхняя заслонка для сжатия биомассы является еще одной инновацией. Она регулирует давление загрузки, скорость заполнения и гарантирует высокое качество корма.
В линейке немецкой компании Krone также имеется ряд самозагружающихся прицепов для перевозки измельченной массы, но целесообразно остановиться на универсальной модели серии GX для круглогодичного использования. Этот агрегат перевозит все культуры с любым размером семян. Выпуск сзади является стандартной функцией и позволяет операторам отгружать зерно контролируемым образом в хранилище. Техника также предназначена для транспортировки любых товарных культур, в том числе чувствительных к повреждениям, в частности картофеля, свеклы и овощей. Опциональное дистанционное радиоуправление помогает выгружать продукцию, склонную к валкованию, контролируемым образом. Полуприцеп также перевозит твердый навоз и компост. Машина имеет двухфункциональную заднюю дверь и реверсивный напольный привод. Изголовье и настил пола образуют единое целое, которое тянут две цепи, проходящие под полом, мягко перемещая с постоянной скоростью материал назад и выгружая его без нарушения текстуры силосной кучи. Разгрузочное устройство приводится в движение двумя мощными гидромоторами и массивными редукторами с таким же валом, синхронизирующим приводы. Эта система обеспечивает переменную скорость цепи и мощные разгрузку и загрузку. Шарнирно-сочлененное и гидравлическое дышла, а также удлинители для силоса делают GX подходящим прицепом для работы с кормоуборочным комбайном при уборке силосной кукурузы, травяного и зернового силоса. Как правило, техника разгружается в краткие сроки, поэтому больше времени можно потратить на уплотнение для получения качественного корма. В 2021 году система управления разгрузкой по определенному расстоянию получила престижную награду выставки Agritechnica. С помощью этой разработки полуприцеп автоматически разгружает груз со скоростью, соответствующей заданной длине, помогая доставлять урожай в точных и воспроизводимых горках. Оператор бесступенчато устанавливает скорость для хода от 10 до 100 м. Укладывая ровные ряды, такой полуприцеп особенно хорош при заполнении силосных ям и контролируемых процедурах разгрузки в поле. Данное решение впервые было реализовано на новом прицепе-подборщике Krone GX, доступном в двух объемах — 44 и 52 куб. м, с двумя дополнительными разгрузочными роликами. Модель GX 440 оснащена тандемными осями, а GX 520 — тройным блоком в обычной комплектации, при этом техника имеет стандартный привод Isobus.
ДЛЯ РАЗНЫХ ЗАДАЧ
Флагманом бельгийской компании Joskin является многоцелевой прицеп Drakkar, получивший свое название от большого и длинного корабля викингов. Техника предназначена для перевозки различных типов материалов: от силоса и зерна до свеклы и картофеля. В линейке несколько двух- и трехосных моделей объемом от 23 до 46 куб. м. Благодаря быстрой системе разгрузки с герметичным конвейером и подвижной передней стенкой продукция не повреждается, а кузов остается устойчивым во время эксплуатации. Герметичный конвейер представляет собой высокопрочную конвейерную ленту, которая наматывается на цилиндр, приводимый в движение двумя гидродвигателями, расположенными в задней части конического кузова. Во время разгрузки передняя стенка вместе с конвейерной лентой движется назад, сопровождая продукцию и не сжимая ее. Скорость оптимизирована и составляет менее одной минуты при любом типе сырья. Прицеп разгружается легко и без блокировки благодаря значительному зазору в 40 см задней стенки над кузовом. Запорное устройство на гидравлическом цилиндре обеспечивает надежное закрытие стенки и предотвращает ее непредвиденное открытие во время транспортировки. Датчик позволяет конвейеру начать движение только при полностью открытой стенке. Малый вес полуприцепа обусловлен синтетическими боковыми стенками, невосприимчивыми к ультрафиолетовому излучению, что позволяет перевозить максимальную полезную нагрузку. Ходовая часть обеспечивает стабильное движение независимо от типа местности. В стандартной комплектации полуприцепы оснащены дышловой подвеской. На двухосных моделях она механическая, а на трехосных агрегатах обеспечивается двумя гидравлическими цилиндрами двойного действия с одним азотным аккумулятором большой емкости. Блок управления в кабине позволяет изменять наклон кузова для работы на разворотах, проезда по отвалам или переноса дополнительного веса на заднюю ось трактора, особенно в сложных условиях уборки урожая.
Раздвижной полуприцеп Gigant ASW от компании Fliegl готов служить аграриям круглый год, перевозя травяной или кукурузный силос, картофель, тюки, тяжелые грузы или снег. Он может дополнительно снабжаться разбрасывателем органики, перегрузочным шнеком для зерна, перемещая около 7,5 т/мин, или кукурузного силоса, работающим со скоростью около 14 куб. м/мин. У полуприцепа хорошая устойчивость благодаря низкому центру тяжести. Он несет до 60% больше полезной нагрузки за счет оптимального прессования в зависимости от загрузки и степени влажности. Работа техники требует меньшего количества масла, так как в ней отсутствуют телескопические цилиндры. Выталкивающая система по сравнению с цепным полом более прочная и надежная, так как нет чувствительных изнашиваемых деталей.
НОВАЯ РАЗРАБОТКА
В начале этого года модель RamBody AS 750 представила еще одна немецкая компания, которая более 35 лет занимается выпуском только прицепной техники, — Krampe. По многочисленным просьбам клиентов и дистрибьюторов, а также в ответ на рыночные тенденции в линейку была добавлена машина с выдвижным механизмом. Сначала она будет производиться как тандемный прицеп с грузовым объемом 41,1 куб. м. Ее разработка заняла более двух лет опытно-конструкторских работ и около 1000 часов использования нескольких прототипов. Помимо стандартных параболических рессор или ходовой части с гидравлической компенсацией оси, в технике применяется проверенная пневматическая ходовая часть. В качестве уникального преимущества устанавливаются управляемые мосты с верхними тормозными цилиндрами, гарантирующие высокий дорожный просвет. Кузов имеет узкие, слегка наклоненные стойки. Боковые стенки крепятся болтами и могут быть сняты. Сложенные внешние стойки обеспечивают устойчивость кузова. Узкая конструкция надставок и заднего борта гарантирует особенно большую ширину грузового отсека и, следовательно, впечатляющий объем для перевозки. Во избежание отложений грязи все края были скошены, за счет чего на транспортном средстве не остается урожай. Главным элементом прицепа является толкающий отвал. Узкий туннель в центре защищает гидроцилиндры от повреждений. В общей сложности пять гидравлических цилиндров обеспечивают мощную силу подачи и предлагают большие резервы для безопасного опорожнения. Толкающая плоскость имеет вид решетки по всей поверхности и закрыта стеклом из плексигласа, дающим оптимальный обзор грузового отсека. Верхние 20 см можно стандартно сложить. Регулируемые уплотнения фиксируют толкающий отвал со всех сторон и гарантируют защиту прицепа от зерен. Пилотная серия новой модели была передана избранным дистрибьюторам в апреле. Другие размеры, расширяющие ассортимент продукции, все еще находятся в разработке и будут доступны с весны 2023 года.
Сегодня нельзя представить современное аграрное предприятие без тракторных полуприцепов, которые транспортируют различные сельскохозяйственные грузы с выгрузкой назад или через шнек-зерноперегрузчик. Такая техника эффективна при перевозке и механизированной разгрузке силоса, зерна, опилок, навоза, компоста, тяжелых грузов — корнеплодов, песка, щебня или снега. Дополнительное оборудование добавляет опции разбрасывания удобрений или сбора/нарезки кормов. Подобные многофункциональные машины найдут применение практически в любом хозяйстве.