Успехи и проблемы садоводства и виноградарства в России
Материал подготовлен специалистами консалтинговой компании «НЭО»
Основными факторами привлекательности того или иного вида экономической деятельности являются определенные показатели: стабильно растущий спрос на продукцию, наличие потенциальных свободных ниш на рынке, а также норма прибыли как функция возврата инвестиций.
В разрезе обозначенных критериев можно анализировать перспективность различных отраслей, в том числе сельскохозяйственных направлений. В связи с этим специалисты изучили данные факторы относительно садоводческого и виноградарского сегментов и постарались вскрыть основные проблемы, которые негативно на них влияют.
ВЗРЫВНОЙ РОСТ
Оборот организаций, занимающихся выращиванием винограда в стране, растет темпами, значительно опережающими средние экономические показатели. Так, в период 2020–2022 годов он увеличивался примерно на 17% в год. За 10 месяцев 2023 года данный параметр повысился на рекордные 27% — до 14,1 млрд рублей. Оборот предприятий, специализирующихся на садоводстве, за аналогичный период прошлого года вырос на 36% — до 19,9 млрд рублей. В целом наблюдается взрывной рост отрасли. Суммарная выручка компаний, занимающихся выращиванием винограда, в 2022 году составила 18,6 млрд рублей, что стало на 19% больше по сравнению с предыдущим периодом. В отношении семечковых и косточковых культур показатели равнялись 18,5 млрд рублей и 24,4% соответственно.
Рост в натуральном выражении объема плодов и ягод в России также впечатляет. В среднем в 2020–2023 годах данный параметр увеличивался на 9% ежегодно, а в целом за период повысился на 29,8%. По оценкам Министерства сельского хозяйства РФ, к 2027 году валовый сбор вырастет на 30% относительно значений 2023 года. Такие показатели возможны лишь при привлечении существенных инвестиций в отрасль. В случае виноградарства подавляющую часть этих вложений (58,8%) составляют собственные средства предприятий, а на привлеченное финансирование приходится 19,4%. В отношении садоводства отмечается обратная ситуация: основным источником выступают привлеченные деньги (40%), но также весомым вкладом являются банковские кредиты — 38,6%. Собственные средства предприятий в качестве инвестиций обеспечили 19,6%. Таким образом, виноградарство развивается за счет собственных финансов компаний и денег входящих в этот бизнес инвесторов. Покупать виноградники стало модно. Эта отрасль настолько привлекательная и интересная, что обходится без участия банковского кредита. Садоводству, как менее интересному для сторонних инвесторов направлению, приходится в значительной степени полагаться на заемные средства. Однако данный факт можно трактовать как нежелание владельцев бизнеса по производству плодовых пускать в свой капитал сторонних участников: прибыльность позволяет развиваться за счет «дорогих» денег банков и собственных средств и сохранять свою независимость.
ВЛИЯНИЕ ВЛОЖЕНИЙ
Основная часть инвестиций в виноградарство идет на покупку машин и оборудования — происходит стремительная модернизация и автоматизация отрасли. В 2021 году около 53,3% всех вложений, направленных на реконструкцию, пришлось на данные категории товаров, в 2022 году — 40%. В садоводстве темпы обновления машин и оборудования заметно ниже: в 2021 году на эти цели было направлено только 5,6% от общего объема средств, в 2022 году — уже 26,1%. Вполне возможно, что мы увидим новую волну инвестиций в повышение производительности данной отрасли.
Основные регионы вложений в виноградарство: Краснодарский край, куда ушло 1,6 млрд рублей за 9 месяцев 2023 года, Республика Крым — 1,26 млрд рублей, Республика Дагестан — 291 млн рублей. Инвестиции в садоводство в прошлом году были скромнее и направлялись в Краснодарский край — 850 млн рублей, Воронежскую область — 703 млн рублей, Ставропольский край — 415 млн рублей, Республику Крым — 334 млн рублей. Всего за 2020–2022 годы было вложено 12,9 млрд рублей долгосрочных инвестиций в виноградарство и 22,8 млрд рублей в садоводство.
Потраченные средства имели успех. Например, в 2017–2019 годах рентабельность в сфере разведения виноградников колебалась в пределах 15–18%, однако с 2020–2022 годов она составляла в среднем 53,7%. В 2022 году рентабельность продемонстрировала рекордные показатели — 72,6%. Немногие отрасли в российской экономике могут похвастаться такими достижениями. За 10 месяцев 2023 года данный параметр равнялся 55%, а за 9 месяцев прошлого года предприятия этого направления продемонстрировали прибыль в размере 4,02 млрд рублей, а за весь 2022 год — 8,4 млрд рублей. Рентабельность выращивания плодовых деревьев оказалась меньше, чем у винограда, но тоже была значительной — в среднем в 2020–2022 годах она составила 32,2%. В этом случае сказывается более длинный цикл окупаемости и воспроизводства. За 10 месяцев 2023 года данный параметр в садоводстве показал значение в 34%. Предприятия продемонстрировали прибыль за 9 месяцев 2023 года в размере 3,9 млрд рублей, а за весь 2022 год — 3 млрд рублей.
КОЛЕБАНИЯ ЦЕН
Интерес вызывают различные тенденции в концентрации производства в рамках направлений. При выращивании винограда наблюдается консолидация отрасли за счет сокращения количества предприятий: с 2020 по 2023 год их число уменьшилось с 49 до 37 хозяйств, то есть на 24%. Однако в садоводстве фиксируется обратная ситуация: количество организаций выросло с 25 до 34 штук, или на 36%. Основным регионом выращивания в стране выступает Центральный ФО: на него пришлось 56,2% от всей выращиваемой продукции в 2022 году. Далее следуют Южный ФО с долей 38,2% и Приволжский ФО с показателем 5,2%.
Цены на продукцию садоводства для конечного потребителя растут незначительно. Например, в 2023 году груши подорожали всего на 6,5% по сравнению с 2022 годом — в ноябре прошлого года их средняя стоимость по стране составила 248,5 руб/кг. Цена на виноград увеличилась на 11,9%, то есть до 242,2 руб/кг. Яблоки как самый импортозамещаемый продукт даже снизились в цене на 0,2% — средний показатель составил 118,4 руб/кг. Отпускные цены производителей винограда в стране выросли на 31,4% с 2020 года и в сентябре 2023 года равнялись 55,2 руб/кг, при этом в отношении семечковых и косточковых наблюдалась обратная ситуация: стоимость снизилась на 6,4–9,7%. Колебания цен на продукцию садоводства весьма значительны, поэтому их производство — более рискованный вид бизнеса, чем выращивание винограда.
Следует отметить рост доступности продукции для конечного потребителя в стране. Например, ежемесячный доход среднестатистического россиянина в 2018 году позволял приобрести 309,7 кг яблок, а в 2023 году — уже 391,5 кг, то есть этот фрукт стал доступнее для граждан. В отношении винограда отмечается такая же положительная динамика: в 2018 году обычный покупатель мог приобрести 165,2 кг, а в прошлом году — 188,2 кг. Растущая доступность ведет к увеличению конечного потребления и росту профильных рынков в натуральном выражении.
ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ
Существующие успехи не отменяют проблемы, стоящие перед отраслью. Из всего комплекса потенциальных вызовов принципиальными являются три: развитие глубокой переработки продукции, недостаток современной механизации и должного объема мощностей хранения, а также зависимость от импорта семенного материала. Отсутствие собственных высокотоварных скороплодных сортов и качественных саженцев ограничивает развитие направления. Пока мы не преодолеем эту зависимость, не станем иметь полный цикл воспроизводства культур, отрасль останется в подвешенном состоянии с перспективой быстрого угасания при полном запрете на импорт в Россию, что вполне возможно. Кроме того, отсутствие отечественных сортов, пригодных для возделывания в интенсивных садах, не позволяет насытить спрос местной продукцией. Только такие сорта помогут отрасли развиваться в интенсивном, а не экстенсивном режиме. Существующие инвестиции вскоре приведут к выходу на плато рентабельности — возврат от них будет стагнировать, после чего данное явление затронет отрасль в целом.
В нашей стране практически отсутствует серийный выпуск сельхозмашин, предназначенных для виноградарства и садоводства. Специфика выполняемых работ требует особой техники, как правило, импортной и достаточно дорогой для сельхозпроизводителей. Малая механизация труда сказывается на показателях производительности, потерях урожая и рентабельности отрасли в целом. Очевидно, что, несмотря на значительные инвестиции, направленные в 2020–2023 годах, отсутствие достаточной механизации по-прежнему остается проблемой, решение которой позволит резко нарастить экономические показатели отрасли.
ХРАНЕНИЕ И ПЕРЕРАБОТКА
Всегда собранный урожай необходимо сохранить. Более того, зачастую он должен дозреть в определенных технических условиях. В России только начинаются полномасштабные работы по возведению должного объема подобных хранилищ. По оценкам экспертов, отечественная отрасль обеспечена современными хранилищами на 50–60%, поэтому отмечаются большие потери собранного урожая, что сокращает рентабельность всего направления. В итоге зарубежная продукция, восполняющая предложение в периоды окончания поставок отечественных плодов и ягод в магазины, становится принципиально незаменимой. По-настоящему вытеснить импорт с нашего рынка будет возможно только при условии, что российские товары будут представлены на прилавках круглый год. По этой причине массовое строительство хранилищ современного типа — залог безопасности в данном сегменте продовольственного рынка.
Отдельный и важный вопрос — переработка продукции. Подавляющее большинство соков, джемов и прочих товаров в стране являются импортными или расфасованными из зарубежных материалов. Переработка представляет собой не только проблему роста добавленной стоимости с полученного урожая, но и решение вопроса сезонности сбыта продукции. Сезонность финансовых потоков в отрасли негативно сказывается на экономике предприятий, а также отрицательно влияет на трудовые ресурсы: их неравномерное использование в течение года ведет к размыванию и потере ценных кадров. Таким образом, решение обозначенных проблем позволит значительно укрепить достигнутые в садоводстве и виноградарстве успехи, а также будет способствовать дальнейшему развитию данных направлений.