Урожайные приемы — совершенствование системы возделывания сои
Текст: О. М. Иванова, канд. с.-х. наук, зам. директора по научной работе; Ю. П. Скорочкин, канд. с.-х. наук, зав. отделом земледелия; В. А. Воронцов, канд. с.-х. наук, вед. науч. сотр. отдела земледелия; Е. В. Дудова, вед. науч. сотр., Тамбовский НИИСХ — филиал ФГБНУ «ФНЦ им. И. В. Мичурина»
Одна из основных проблем земледелия — сохранение и воспроизводство почвенного плодородия. Кроме того, в последнее время не менее важным и острым стал вопрос дефицита растительного белка. Важнейшая роль в преодолении обозначенных трудностей принадлежит бобовым культурам, в особенности сое.
Исключительность данного растения среди других полевых видов обусловлена богатым биохимическим составом семян и в первую очередь высоким содержанием растительного белка. В то же время эта культура обладает значительным уровнем симбиотической азотфиксации — до 300 кг/га и более. В результате происходит обогащение почвы органическим веществом и улучшается ее азотный баланс без дополнительного внесения удобрений.
ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
На сельскохозяйственных предприятиях Тамбовской области в последнее время наблюдается расширение посевных площадей под соей. Так, в 2010–2012 годах в общей структуре она занимала 8000 га, а в 2019 году — уже 130 тыс. га. В связи с этим возникает необходимость разработки элементов агротехники возделывания набирающей популярность культуры, обеспечивающих формирование урожайности и высокую экономическую эффективность производства зерна.
Значительной продуктивности сои можно добиться путем оптимизации подбора сортов и компонентов технологии выращивания, среди которых наиболее важными являются обработка почвы, внесение удобрений и средств защиты растений. По этой причине специалистами Тамбовского НИИСХ — филиала ФГБНУ «ФНЦ им. И. В. Мичурина» были проведены научные исследования, основной целью которых стало совершенствование системы возделывания сои путем оптимизации агроприемов в почвенно-климатических условиях северо-восточного региона Центрально-Черноземной зоны. Работы выполнялись в 2013–2019 годах на опытном участке, представленном типичным мощным тяжелосуглинистым черноземом, сформированном на лессовидном светло-желтом суглинке. Содержание гумуса в пахотном слое 0–30 см составляло 6,6%, уровень подвижного фосфора был повышенным и равнялся 160 мг/кг, обменного калия — высоким, то есть 130 мг/кг, рНсол. — 6–6,5. Метеоусловия во время исследований различались по влагообеспеченности и температурному режиму. По количеству осадков четыре из семи годов, то есть 2013, 2015, 2016 и 2017 годы, характеризовались избыточным увлажнением. За период вегетации сои с мая по август выпало 253,1, 307,3, 407,3 и 424 мм осадков соответственно, что оказалось в 1,2–2,1 раза больше среднемноголетнего уровня. Температура воздуха была несколько выше обычной — на 0,4–3ºС, за исключением 2016 года, когда этот показатель за вегетацию был ниже среднемноголетних цифр на 1,4ºС. В 2014, 2018 и 2019 годах складывались не совсем благоприятные условия для роста сои, ведь количество выпавших осадков за период ее развития составило 157,2, 73 и 136,6 мм соответственно, что стало меньше обычных значений на 23, 64,2 и 33%. Температура воздуха в эти годы была выше среднемноголетней на 1,9, 1,4 и 0,4ºС.
НАБОР ФОНОВ
Исследования проводились в четырехпольном зернопаровом севообороте, включавшем черный пар, озимую пшеницу, сою и ячмень, стационарного многолетнего факториального полевого опыта. Учитывалось влияние способов основной обработки, доз удобрений и гербицидов на урожайность сорта Аннушка. Применялись определенные варианты возделывания почвы: на первом участке была реализована разноглубинная отвальная вспашка под сою на 25–27 см, на втором — поверхностная обработка с дискованием на 10–12 см под все культуры севооборота, на третьем — разноглубинная безотвальная вспашка под бобовое растение на 25–27 см. На четвертой делянке использовалось комбинированное воздействие, предполагавшее безотвальную обработку на 20–22 см под зерновые и вспашку на 25–27 см под сою, а на пятой — отвально-поверхностное возделывание с дискованием на 10–12 см под зерновые и вспашку на 25–27 см под бобовое растение. Операции во всех случаях осуществлялись на фоне послеуборочного рыхления дисковыми орудиями.
Результаты применения различных обработок почвы проверялись на двух фонах: без и с внесением гербицидов. За годы исследований посевы сои в фазе 2–3 тройчатых листьев опрыскивались растворами «Базагран» в дозировке 2 л/га, «Форвард» — 1 л/га, «Концепт» — 0,6 л/га, «Гермес» — 0,9 л/га, «Хармони Классик» — 0,45 л/га, «Сапфир» — 0,65 л/га. При проведении десикации посевов бобовой культуры перед уборкой использовались препараты «Диктатор» — 2 л/га, «Результат Супер» — 2 л/га, «Лает» — 1,8 л/га, «Спрут Экстра» — 2,4 л/га. Исследования осуществлялись на трех фонах удобренности: без добавок, при внесении N30P30K30 и N60P60K60. Повторность опыта была трехкратной, учетная площадь делянки составляла 25 кв. м, их размещение стало систематическим. Учеты и наблюдения регистрировались в соответствии с действующими методиками. Уборка проводилась прямым комбайнированием на Sampo 500. Статистическая обработка полученных данных выполнялась методом дисперсионного анализа по Б. А. Доспехову.
ДОСТОВЕРНАЯ ПРИБАВКА
Оценка величины урожайности сои позволила отметить ее обусловленность используемыми технологическими приемами. Лучшие результаты обеспечил подход, основанный на вспашке: в среднем за семь лет исследований независимо от уровня удобренности и внесения средств защиты растений продуктивность составила 14–14,9 ц/га. Безотвальная обработка почвы привела к снижению сбора семян культуры на 0,9 ц/га. Минимальная урожайность сои в опыте была установлена при дисковании на 10–12 см — 13,4 ц/га.
Применение удобрений уменьшало различия в продуктивности культуры, выращенной на участках с разными приемами основной обработки почвы. Однако такое явление было характерно для вариантов с использованием химических веществ, в то время как на схемах без опрыскивания гербицидами закономерность снижения урожайности по обработкам без оборота пласта сохранялась. Внесение удобрения N30P30K30 существенно не сказалось на величине продуктивности сои, которая по вариантам опыта была на уровне с контролем. Разница отмечалась в виде тенденций, что было характерно для всех технологий. Необходимо отметить, что при внесении такого количества туков на гербицидном фоне наблюдалось повышение урожайности, а на остальных вариантах — снижение продуктивности по сравнению с контрольными цифрами. Достоверная прибавка фиксировалась при внесении N60P60K60 на гербицидном фоне: по вариантам основной обработки почвы в опыте она составила 1,1–2 ц/га при НСР05 = 1,1. На большинстве делянок без средств защиты при данной дозе отмечалась тенденция к снижению или повышению урожайности по сравнению с контролем, находящаяся в пределах точности определения. В целом применение гербицидов положительно сказалось на уровне продуктивности сои: прибавка по вариантам опыта составила 2,2–4,7 ц/га. При этом наибольшей она была на высоком фоне удобренности с N60P60K60 — 3,6–4,7 ц/га. Сохранность урожая от химической прополки посевов без добавок достигала 2,2–3,3 ц/га, а на фоне N30P30K30 — 2,1–3 ц/га, то есть была практически одинаковой.
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА
В итоге расчет экономической эффективности во время опыта показал, что лучшие значения отмечались в технологиях возделывания сои без применения минеральных удобрений в комплексе с химической прополкой посевов. Установленная закономерность была характерна для всех изучаемых приемов, основанных как на традиционной вспашке, так и на обработках почвы без оборота пласта. При этом наиболее высокие значения прибыли и рентабельности производства продукции были получены в схемах с обычной отвальной вспашкой. В данном случае также наблюдалась самая низкая себестоимость производства зерна. Замена вспашки в вариантах на обработку участка без оборота приводила к снижению экономических показателей. При применении удобрений параметры рентабельности менялись в худшую сторону, наиболее существенно — на фоне N60P60K60. Внесение туков резко увеличивало затраты, которые впоследствии не окупались урожайностью зерна. Помимо этого, снижало экономические показатели исключение в технологиях химической прополки посевов сои от сорной растительности. Анализ трех изучаемых факторов в опыте, то есть основной обработки почвы, удобрений и гербицидов, также показал, что наиболее весомым параметром, лимитирующим величину урожайности рассматриваемой культуры, оказались гербициды. Доля их влияния на продуктивность составила более 70%. Другим по значимости критерием стали подкормки: на них из совокупности всех факторов приходилось 20%. Способы обработки участка оказывали несущественное воздействие.
Таким образом, проведенные исследования помогли установить, что соя более чувствительна к засоренности полей, нежели к методам их вспашки. По этой причине на черноземе типичном, с высоким содержанием подвижных форм питательных элементов и концентрацией гумуса в пахотном слое на уровне 6,5% и более данную культуру целесообразно возделывать в зернопаровом севообороте, размещая ее в звене с черным паром по озимой пшенице. При этом можно использовать различные способы основной обработки в комплексе с системой защиты от сорняков. Рентабельность производства зерна сои в таком случае достигает 188–212%. Применение удобрений в подобных условиях не обеспечивает адекватного затратам увеличения урожайности, что в конечном итоге приводит к ухудшению экономических показателей: уровень окупаемости снижается до 105–122%, а при отсутствии химической прополки гербицидами от сорняков — до 55–72%. В результате самую низкую себестоимость производства зерна сои, высокие прибыль и рентабельность обеспечивает технология на основе традиционной отвальной вспашки без внесения добавок в комплексе со средствами защиты.