Выращиваем зелень и салаты
Текст: А. Корягина, партнер по развитию бизнеса, консалтинговая компания «НЭО»
В нашей стране популярность здорового образа жизни постепенно увеличивается, в результате чего повышаются объемы выращивания свежей зелени и салатов как в открытом, так и в закрытом грунте. Так, в 2022 году в России было произведено 170 тыс. т данной продукции, и эта цифра только растет.
Всего за период с 2016 по 2022 год валовой сбор свежей зелени и салатов в РФ увеличился почти на 17,5%. Повышение оказалось неравномерным и зависело от направления: в открытом грунте показатель возрос почти на 11,5%, в закрытом — на 24%. Среднегодовые темпы увеличения производства за 2016–2022 годы в первом случае составили почти 2%, во втором — около 4%. В данной отрасли отмечается несколько важных тенденций, которые напрямую влияют на прогнозы ее развития.
ДВА СПОСОБА
Сегодня лидерами по выращиванию салата являются Приволжский, Центральный и Северо-Западный федеральные округа, на долю которых приходится порядка 23% от общего объема в стране. Большая часть свежей зелени и салатов собирается в открытом грунте — около 58%, поскольку подобный способ возделывания является более выгодным для регионов с теплым климатом.
Рентабельность бизнеса по выращиванию зеленных культур в теплице колеблется в пределах 15–25%. В южных субъектах данный параметр выше, так как расходы оказываются ниже за счет длинного светового дня и продолжительного времени плюсовых температур. При этом рентабельность данного бизнеса в открытом грунте может быть выше за счет отсутствия высоких затрат на электричество. Однако риски при сборе урожая в этом случае, как правило, оказываются более весомыми по сравнению с угрозами в теплице. Они включают момент сезонности, низкие рыночные цены и потребность в сохранении больших объемов продукции. Все эти факторы влияют на экономическую эффективность бизнеса, занимающегося выращиванием свежей зелени в открытом и закрытом грунте.
Выбор между двумя способами зависит от конкретных климатических условий местности, а также от наличия и доступности ресурсной базы. При этом продукция, полученная в теплице, обладает более стандартизированным качеством и подходит для реализации в сетевом ретейле, а урожай, возделанный на полях, обычно может продаваться на рынках или ярмарках.
ФОРМЫ ПРОИЗВОДСТВА
Большая часть свежей зелени и салатов в России производится в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ), однако в долгосрочной перспективе данная тенденция будет сокращаться: все реже граждане самостоятельно возделывают зеленные культуры и все чаще приобретают их в магазинах. Прогнозируется, что к 2030 году объем производства подобной продукции населением в России сократится сильнее по сравнению с 2022 годом — с 47,3 до 32,2% от общего количества.
В сегменте свежей зелени, выращенной в закрытом грунте, существует несколько крупных компаний, которые определяют ситуацию на рынке: «Белая дача» — один из лидеров продаж в сегменте экопродукции, агрохолдинг «Московский», ТК «Высоковский», предприятия «Зеленая грядка» и «Теплицы Белогорья». Эти крупнейшие производители зеленных культур контролируют около 50% соответствующего рынка. Кроме больших компаний, салатами занимаются многие промышленные теплицы, однако, как правило, они выращивают их в рассадных отделениях в период освобождения от основной продукции — огурцов и томатов, поэтому объемы производства очень малы.
Заслуживает внимания имеющийся отечественный опыт создания городских предприятий по возделыванию зеленных культур. В Москве одну из первых крупных вертикальных ферм запустила компания «РусЭко». Площадка располагается в районе Орехово-Борисово на юге столицы. На предприятии созданы стерильные условия, поэтому пестициды не применяются. На городской ферме выращивают салат айсберг, руколу, шпинат, базилик и микрозелень — молодые ростки, содержащие большое количество питательных веществ. Подобные предприятия также существуют в других городах страны, например в Петропавловске-Камчатском, несколько проектов реализуются в Новосибирске.
ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Рост производства салатов и зелени стимулирует развитие и модернизацию отечественных тепличных комплексов за счет широкомасштабного внедрения современных агротехнологий и оборудования, совершенствования способов возделывания и условий выращивания культур. Ожидается, что постепенно предприятия перейдут на использование отечественных семян, которые пока уступают импортному материалу по урожайности и хранению. Для развития российского семеноводства будут предложены все возможные меры господдержки. Для этого Министерство сельского хозяйства РФ совместно с Министерством науки и высшего образования РФ прорабатывает вопрос об ускорении замещения импортных семян отечественной продукцией, что должно способствовать обеспечению спроса на зелень. По оценкам аналитиков, дальнейшее увеличение объемов производства свежих зеленных культур и салатов будет обеспечено преимущественно за счет ввода новых мощностей и диверсификации продуктовых линеек крупнейших тепличных агрохолдингов, а также посредством импортозамещения и повышенного спроса со стороны потребителей.
В 2021 году импорт данной категории товара в Россию сократился из-за запрета на транспортировку из Турции, введенного Роспотребнадзором. Основным поставщиком свежей зелени в Россию остался Узбекистан. Однако по ряду направлений, в частности по ввозу петрушки и укропа, это государство полностью прекратило импорт. За ним следуют Азербайджан и Китай. В целом на обозначенные три страны приходится 81% от общего объема поставок в Россию. Самую значительную долю импорта, то есть почти половину от показателей в 2022 году, составляют латук кочанный и прочий, рукола, укроп и шпинат. При этом объем зарубежного ввоза зелени и салатов сокращается. По прогнозам Россельхозбанка, к 2030 году порядка 70% употребляемого россиянами салата будет отечественного производства. Экспорт данных товаров незначителен и имеет тенденцию к снижению.
ВОПРОС СТОИМОСТИ
Цены на свежую зелень и салаты стабильно увеличиваются. Каждый год темпы их роста колеблются в пределах 10–12%. Наибольшая наценка в розничной сети отмечается на кинзу, петрушку и укроп. По данным Росстата, за пять месяцев 2023 года средняя потребительская цена на свежую зелень по РФ составила 734 руб/кг, что оказалось выше показателя за 2022 год.
В отношении салатов достаточно хорошо выражена сезонность закупочных цен: в летние месяцы на рынок поступает отечественная продукция, что сбивает стоимость. Относительно пряных культур данный фактор проявляется меньше: значительную часть рынка закрывают импорт и российские производители закрытого грунта, у которых в производственном цикле выращивания сезонность практически отсутствует.
По оценкам экспертов, среднедушевое потребление свежей зелени в РФ составляет 7–8 кг на человека в год. К 2030 году данный показатель может вырасти до 12 кг. Увеличению производства будет способствовать непрерывно растущий спрос на экологически чистые и органические продукты для правильного и здорового питания. Однако снижение реальной покупательной способности населения может стать ограничением на пути развития сегмента по производству свежей зелени в России. По этой причине наиболее популярной ценовой нишей данной продукции является категория «Эконом».
ПЕРСПЕКТИВЫ РОСТА
В целом рынок потребления зеленных культур в России будет продолжать расти в ближайшие годы. Это связано с увеличением числа людей, стремящихся к здоровому образу жизни. Кроме того, будут появляться новые продукты и развиваться существующие бренды, которые предлагают зеленные культуры в удобной форме и с добавлением других полезных ингредиентов. Возможно возникновение новых форматов продажи, например сетей магазинов, специализирующихся на торговле исключительно зеленью. Стоит отметить, что эти тенденции являются частью более широкого тренда, направленного на развитие экотехнологий. По этой причине данный сегмент будет развиваться в тесной связке со смежными отраслями, в частности с экологически чистыми технологиями и органическим сельским хозяйством.
По существующим оценкам, объем потребления зелени в нашей стране к 2030 году превысит 300 тыс. т, что обуславливает высокий потенциал роста данного сегмента. Ожидается, что производство подобных культур, в частности в закрытом грунте, будет повышаться в среднем на пять процентов. Увеличение объемов будет обеспечено в том числе за счет диверсификации линеек крупнейших тепличных холдингов. Если ранее компании делали акцент на базовых овощах — огурцах и томатах, теперь они все чаще добавляют в портфель зеленные культуры. Импорт же в данном сегменте продолжит постепенно сокращаться. Помимо этого прогнозируется повышение числа теплиц V поколения. Сейчас эксперты предрекают наиболее быстрый рост вертикальным фермам, которые уже получили большое распространение в Москве. Подобные проекты также существуют в Черноземье. За счет такого производства зелень давно перешла из категории товаров сезонного потребления в число продуктов повседневного спроса.