Растениеводство 22 июня 2023

Зерно — под контроль

Зерно — под контроль

Текст: А. Шевяков, главный государственный инспектор надзора в области карантина растений, качества и безопасности зерна, Южное межрегиональное управление Россельхознадзора

В 2021–2022 годах произошли значительные изменения в законодательстве России. Они оказывают определенное влияние не только на рынок зерна в целом, но и на проведение уборки зерновых культур в текущем сезоне. В связи с этим важно помнить о произошедших переменах и существующих требованиях.

Первым в череде изменений в рамках масштабной реформы контрольно-надзорной деятельности стало принятие федерального закона от 31 июля 2020 года №248-ФЗ, устанавливающего новый порядок государственного и муниципального контроля. Он был подписан взамен документа № 294-ФЗ.

УСТРАНЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ

Под государственным и муниципальным контролем в законе № 248-ФЗ понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, целью которой является непосредственное предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований. Важный аспект данного нормативно-правового акта — риск-ориентированный подход при проведении контрольных надзорных мероприятий (КНМ). Он предполагает, что выбор профилактических мер и КНМ, их содержание, объем, интенсивность и другие параметры зависят от оценки рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, если контролируемое лицо нарушит обязательные требования, а также отнесения к определенной категории риска. Соответственно, чем выше такая опасность, тем чаще и тщательнее будут организованы КНМ.

Ранее закон №294-ФЗ разрешал проведение только плановых и внеплановых проверок, однако в принятом на замену документе предусмотрены новые подходы. В их числе — выездное обследование, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная и выездная проверки. Основная цель нового закона — устранение недостатков действующих норм, регулирующих сферу проверок, а также снижение административного давления на бизнес. В нем также предусмотрены иные виды предупредительных мероприятий, в частности меры стимулирования добросовестности, самообследование, профилактический визит, выдача предостережений, консультирование.

КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ

Второе важное новшество — вступление с 1 июля 2021 года в силу постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1079 о контроле обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки. Реализация данного вида регулирования теперь закреплена за Россельхознадзором на законодательном уровне.

Помимо этого в качестве одного из способов снижения интенсивности КНМ закон № 248-ФЗ предлагает мониторинг безопасности, то есть контрольное или надзорное мероприятие без прямого контакта. Оно включает сбор и анализ данных об объектах контроля, имеющихся у надзорного органа. Источниками сведений для наблюдения являются сообщения, поступающие в ходе межведомственного взаимодействия, и анализ данных государственных и муниципальных информационных систем — ФГИС «Росаккредитация», ФГИС «Аргус-Фито» и других. Если в ходе мониторинга за соблюдением обязательных требований выявляются факты причинения вреда или угрозы охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях, их подготовке и признаках, контролирующая организация может принимать соответствующие решения. Например, провести внеплановое контрольное мероприятие в соответствии со статьей 60 закона № 248-ФЗ, объявить предостережение или принять иную меру, закрепленную в федеральном или региональном законодательстве о виде контроля.

Еще одно важное нововведение — ежегодный государственный мониторинг зерна в местах его происхождения. В прошедшем году подобный надзор затронул только пять культур, тогда как в текущем году будут исследоваться уже 13 сельскохозяйственных видов. Государственный мониторинг будут проводить подразделения, подведомственные Министерству сельского хозяйства РФ, а также Россельхознадзору. В подконтрольных Управлению регионах эта работа поручена Новороссийскому филиалу ФГБУ «Центр оценки качества зерна».

РЕГИСТРИРУЮТСЯ ВСЕ

С 1 сентября 2022 года каждый субъект, который занимается выращиванием, хранением, приемкой, отгрузкой, переработкой, реализацией, экспортом или импортом зерна, должен зарегистрироваться во ФГИС «Зерно» и вести учет всех операций, предусмотренных системой. Эта обязанность возложена на каждого участника зернового рынка соответствующими законодательными актами — на сельхозпроизводителей, хранителей и трейдеров. Самое важное новшество — оформление во ФГИС «Зерно» товаросопроводительных документов, иначе называемых СДИЗ, без которых будет невозможно реализовать продукцию на территории Российской Федерации или вывезти ее за рубеж.

Для доступа к Федеральной системе прослеживаемости зерна сельхозпроизводитель должен завершить прохождение процедуры регистрации в единой программе идентификации и аутентификации. Каждому предприятию, зарегистрированному в ЕСИА, предоставляется автоматизированное рабочее место в Федеральной системе прослеживаемости зерна. Оно дает возможность вносить сведения и информацию, оформлять товаросопроводительный документ, запрашивать необходимые данные. Идентификация товаропроизводителя происходит при его входе во ФГИС «Зерно». Информация представляется поставщиками в электронном виде на соответствующих государственных онлайн-площадках либо на официальном сайте этой системы. Все данные предприятия вносят самостоятельно с использованием электронных подписей. Исключения составляют сведения, которые формируются автоматически. Вся информация о партиях зерна и продуктах его переработки содержится в виде электронного документа с уникальным идентификационным номером каждый партии, присвоенным по умолчанию. Доступ к ней будет обеспечиваться как посредством открытых данных, размещенных на сайте Министерства сельского хозяйства РФ, так и при запросе, но с соблюдением законодательства о персональных данных, коммерческой тайне и других сведениях. Форма запроса находится в приложении к рассматриваемому постановлению о создании системы прослеживаемости зерна. Правила оформления товаросопроводительного документа утверждены соответствующим постановлением Правительства РФ от 9 октября 2021 года. Именно благодаря СДИЗ обеспечивается прослеживаемость партий зерна, поскольку оформляются они на каждом этапе движения продукции. В итоге любое перемещение товара, например приемка, отгрузка, перевозка на элеватор, купля-продажа, а также ввоз и вывоз на территорию страны либо с нее, без СДИЗ недопустимо.

ПОЛУЧЕНИЕ ДЕКЛАРАЦИИ

Обозначенные изменения обуславливают два важных момента при проведении уборки сельскохозяйственных культур в условиях 2023 года. Первый — декларирование зерна и связанные с этим проблемы и нарушения. Законом предусмотрено, что перед выпуском данной продукции в обращение изготовителям или продавцам необходимо оформлять декларацию о соответствии, для чего сначала следует провести лабораторную оценку и посмотреть, отвечает ли сырье требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна». Именно в недостоверно проведенных лабораторных испытаниях кроется основное количество нарушений, выявляемых подразделениями Россельхознадзора.

В протоколах испытаний были случаи несоблюдения требований к процедурам подтверждения соответствия сельскохозяйственных культур, например неисполнения предписаний технического регламента. В этом случае отсутствовали испытания по важным показателям: вредной примеси, бензапирена, цезия и содержания в зерне генно-модифицированных организмов. Иными словами, продукция не была проверена на все установленные параметры безопасности. В последнее время участились случаи, когда хозяйствующие субъекты при декларировании не исследуют сырье на остаточное содержание действующих веществ пестицидов, использовавшихся при выращивании культур. Производители часто предпочитают не заявлять о том, что применяли агрохимикаты, и не понимают в полной мере, что такая декларация не будет являться достоверной.

ПРОВЕРЬТЕ ЛАБОРАТОРИИ

В последние годы актуальной становится проблема существования так называемых «фантомных» лабораторий. Заявители отдавали на исследование зерно в неаккредитованные сомнительные организации, которые, как выясняли позже сотрудники Россельхознадзора и правоохранительных органов, даже не располагались по заявленному адресу. Иными словами, сырье исследовалось лишь на бумаге, то есть без фактического проведения испытаний. Подобные «фантомные» лаборатории периодически выявляются. Так, уже установлено более 130 таких организаций в разных регионах страны, и это число не окончательное. В Краснодарском крае было обнаружено пять лабораторий, и они прекратили свою деятельность.

Следует помнить, что по закону именно заявитель несет ответственность за безопасность декларируемой им продукции, поэтому он обязан удостовериться в том, что она отвечает установленным нормам. В связи с этим при подтверждении соответствия товара хозяйствующим субъектам рекомендуется по возможности убедиться в реальном существовании лаборатории, проверить область аккредитации организаций, в которых планируется проведение исследований. Это можно сделать на сайте Росаккредитации. Необходимо также изучить перечень лабораторных исследований в протоколах испытаний. Следует выбирать лаборатории с проверенной репутацией.

В 2022 году Южное межрегиональное управление Россельхознадзора выдало 1507 предписаний о прекращении действия деклараций соответствия либо решений о признании их недействительными. В Краснодарском крае было зафиксировано 1097 таких распоряжений на объем 2,305 млн т зерна, Республике Крым — 74 предписания на 722,3 тыс. т, Республике Адыгея — 22 постановления на 78,9 тыс. т, в городе Севастополе — девять распоряжений на 107,5 тыс. т. Однако не во всех случаях декларация немедленно признается недействительной. Если будет выявлено нарушение, которое можно устранить, ее действие приостанавливается до устранения обстоятельств, послуживших основанием для такого решения. Следует напомнить, что в 2021–2022 годах заявители регистрировали декларацию самостоятельно на официальном сайте Росаккредитации. Нужно строго придерживаться инструкции, внимательно заполнять все графы и обязательно прикреплять все необходимые документы.

КАРАНТИННЫЕ ЗОНЫ

Второй важный момент при проведении уборки сельскохозяйственных культур в условиях 2023 года — соблюдение требований по фитосанитарному состоянию подкарантинной продукции. Согласно федеральному закону № 206-ФЗ вывоз зерна и продуктов его переработки из карантинных фитосанитарных зон возможен на основании соответствующего сертификата. Данные территории устанавливаются по характерным для конкретной продукции опасным сорнякам — амброзии полыннолистной, горчаку ползучему, повилике полевой. Информация о наличии карантинных фитосанитарных зон, приказы об их установлении и введении соответствующего режима имеются в свободном доступе на официальных сайтах управлений Россельхознадзора. Всегда необходимо помнить о соблюдении агротехнологий для предотвращения засорения посевов опасными объектами.

Сертификат на вывозимую продукцию из карантинных фитосанитарных зон оформляется согласно приказу Министерства сельского хозяйства РФ № 293 от 13 июля 2016 года. Основанием для составления документа является заявление грузоотправителя, которое он вправе подать через ФГИС «Аргус-Фито» или через Единый портал государственных и муниципальных услуг, а также заключение о фитосанитарном состоянии сырья. Сертификат выписывается на партию подкарантинной продукции, срок его действия — 14 дней. Если период с момента его оформления до начала перевозки превышает установленное время, он аннулируется. Транспортирование сырья допускается только при указании в документах, сопровождающих груз, уникального идентификационного номера карантинного сертификата. Заключение о карантинном фитосанитарном состоянии продукции выдает аккредитованная организация в системе ФГИС «Аргус-Лаборатория» и посредством информационных систем направляет инспектору на основании протокола исследований. Партия подкарантинной продукции — количество однородного товара, предназначенного для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения одному получателю.

СЕРТИФИКАТ ОБЯЗАТЕЛЕН

По решению уполномоченного лица управления Россельхознадзора досмотр и отбор образцов или проб для проведения исследований может быть проведен на объем однородной подкарантинной продукции, хранящейся в одном месте, без его увеличения. Срок действия заключения о фитосанитарном состоянии в таком случае истекает с даты ее вывоза с места хранения. Согласно пункту 11 приказа Министерства сельского хозяйства РФ № 293 от 13 июля 2016 года, отбор проб или образцов подкарантинной продукции для выполнения лабораторных исследований проводит должностное лицо управления Россельхознадзора не позднее, чем через семь рабочих дней после получения соответствующего обращения заявителя. За вывоз зерна и продуктов его переработки из карантинной фитосанитарной зоны, установленной по соответствующим объектам, без оформления необходимого сертификата предусмотрена ответственность в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.

Процедура перемещения подкарантинной продукции не заканчивается на оформлении документов. После получения такого груза собственник должен сообщить о его прибытии и погасить карантинный сертификат. По федеральному законодательству выпуск в оборот зерна и продуктов его переработки, засоренных опасными объектами, их хранение, перевозка, реализация не допускаются. Хранение и транспортировка такого сырья возможны только для уничтожения или переработки способами, обеспечивающими лишение карантинных объектов жизнеспособности. Реестр соответствующих предприятий на территории Краснодарского края, республик Адыгея и Крым есть на сайте Южного межрегионального управления Россельхознадзора и насчитывает 27 организаций. Общероссийский список имеется в свободном доступе на официальном сайте Россельхознадзора.

БЫТЬ НА СТРАЖЕ

В 2022 году на территории Краснодарского края и Республики Адыгея было ограниченно распространено 17 видов карантинных объектов, в том числе 10 разновидностей вредителей, три возбудителя болезней и четыре вида сорняков. При этом Южное межрегиональное управление Россельхознадзора оформило 378 026 карантинных сертификатов на объем более 10,7 млн т зерна. Помимо этого было выявлено 4349 случаев заражения сырья опасными организмами, причем подавляющее число из них приходилось на амброзию полыннолистную. Кроме нее были обнаружены пять видов других карантинных объектов, в частности амброзия трехраздельная, карликовая головня пшеницы, повилики, фомопсис подсолнечника, ценхрус длинноколючковый, а также 65 видов объектов, не карантинных для РФ. При этом многие из них являются карантинными вредными организмами для основных стран-импортеров российского зерна.

Управления Россельхознадзора на постоянной основе проводят мониторинг информационной системы ФГИС «Аргус-Фито». По его результатам выявляются различные нарушения, допущенные собственниками подкарантинной продукции. Следует помнить, что по федеральному законодательству товаропроизводители обязаны извещать федеральный орган исполнительной власти о доставке такого сырья, в том числе в электронной форме.

Популярные статьи