Алтайские алмазы
Дмитрий Любимов
Беседовал Константин Зорин
Ведущим российским производителем почвообрабатывающей техники являются Алтайские машиностроительные заводы «Алмаз». Несмотря на сравнительно короткую историю предприятия, его продукция пользуется стабильно высоким спросом как в нашей стране, так и за рубежом. Как сегодня работает компания, с какими вызовами сталкивается и как решает текущее проблемы? На эти и другие вопросы нам ответил Дмитрий Любимов, генеральный директор Торгового дома «Алмаз».
— Расскажите немного, пожалуйста, об истории завода, и к каким показателям пришла компания спустя десятилетия?
— В 1992 году в Рубцовске была основана торговая компания «Инсайдер», которая занималась продажей запасных частей. Через девять лет было запущено собственное производство — Рубцовский завод запасных частей. С 2007 года мы начали производить собственную почвообрабатывающую технику. Спустя несколько лет был создан Торговый дом «Алмаз» и собрана дилерская сеть в 65 регионах России и странах СНГ. В 2017 году к бренду «Алмаз» присоединился Алтайский научно-исследовательский институт технологии машиностроения (АНИТИМ) с собственной богатой историей, берущей начало в 1957 году. С 2008 года АНИТИМ производит собственную почвообрабатывающую технику. Сегодня компания в целом ежегодно выпускает более 2 600 единиц техники и более 8 млн запасных частей.
— Изменилась ли динамика продаж в текущем году по сравнению с предыдущим?
— По итогам первого полугодия 2024 года мы занимаем первое место по продажам в России чизельных плугов (44 шт.) и культиваторов для междурядной обработки (40 шт.). Второе место мы занимаем по продажам лемешных плугов (204 шт.), оборотных плугов (36 шт.), дисковых борон (99 шт.), секционных борон (254 шт.), пружинных борон (48 шт.). Мы также лидируем среди российских производителей по экспорту различных видов плугов и борон.
По отгрузкам дилерам мы в этом году отмечаем спад около 10—12 процентов по почвообрабатывающей технике и около 7—10 процентов по запчастям. Наибольший спад отмечаем (около 40 процентов) по экспорту в Казахстан.
— Какие проблемы вы считаете главными для вашего завода и отрасли в целом?
— Самые основные проблемы всем известны, это касается не только наших заводов, но конечно же, всей отрасли в целом. Во-первых, снижение покупательской способности сельхозпредприятий из-за низкой цены на зерно. Во-вторых, повышение цен на комплектующие для техники, которые приходится закупать у сторонних производителей. Но при этом высокая конкуренция не позволяет соразмерно повышать собственные цены на нашу технику. И, наконец, это кадровый голод, нехватка квалифицированных сотрудников на производстве. Мы стараемся решать этот вопрос, сотрудничая с учебными заведениями, а также обучая и повышая квалификации собственных сотрудников.
— Какие позитивные сигналы для развития при этом вы видите на рынке?
— Из позитивных сигналов для развития мы отмечаем следующие. Новые возможности для аграриев открываются в виде открытия новых рынков сбыта сельхозпродукции, например, в странах Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока. Для развития нашей компании возможности открываются с уходом части иностранных производителей с российского рынка и появлением новых ниш для производства и реализации отечественной продукции. Благодаря этому наш взгляд направлен в сторону производства сложной техники — универсальных почвообрабатывающих орудий, способных выполнять несколько операций и посевных комплексов.
— На что сегодня должны быть направлены усилия государства в области сельхозмашиностроения?
— На наш взгляд необходимо развивать экспорт зерна на новые рынки, это даст возможность аграриям зарабатывать здесь и сейчас, и не хранить продукцию до лучших времен. Кроме того, нужно возобновить льготное кредитование аграриев и выделять дополнительный бюджет на Постановление 1432.
Также, чтобы защитить рынок от китайских и других иностранных производителей, мы считаем, что необходимо разработать альтернативу утилизационного сбора, необходимы ограничительные пошлины на ввоз импортной техники.
У аграриев и машиностроителей наибольшие опасения сегодня вызывает нестабильность, когда не до конца понятно, что будет в следующем году. Это мешает всем строить планы, и, если бы правила господдержки прописывались четко, например, на три года, то все понимали бы, в каких условиях можно будет работать в среднесрочной перспективе. Нестабильность в полной мере сейчас относится к программам «Росагролизинга» и Программы 1432. Господдержка должна скорее уравновешивать конкуренцию с иностранными производителями. Не секрет, что в том же Китае действует там мощная система поддержки экспорта, начиная от процентных ставок и заканчивая логистикой. Если со стороны некоторых зарубежных производителей идет откровенный демпинг, то отечественные компании должны иметь соответствующую защиту.
— Каковы сегодня главные векторы развития компании, какие инвестпроекты для этого реализуются на предприятии?
— Что касается производства запасных частей, то здесь главное направление — развитие производства рабочих органов для почвообработки. Мы стремимся заместить зарубежных производителей запчастей, таких как испанская Bellota, и орудий, таких как John Deere, Amazone, Lemken и другие. Наши аналоги получаются на 20—30 процентов дешевле, при этом полностью вписываясь в высокие зарубежные параметры по износостойкости, местами даже превосходя их. Здесь мы видим главную точку роста, поскольку рынок запчастей для российских орудий практически распределен. Мы открыли собственное литейное производство, что позволяет гарантировать качество выпускаемого литья. Также мы используем запатентованные технологи по упрочнению производимых рабочих органов, термоконтактное плакирование, оксикарбонитрация, раскатка дисков.
«Алмаз» входит в лидирующую тройку российских производителей по основной прицепной технике, такой как плуги, бороны, культиваторы. Здесь мы продолжаем выпускать новинки, но начинаем осваивать и новые орудия, такие как сеялки. По последним у нас есть совместный проект по локализации с турецким производителям. Мы испытываем в настоящее время импортную сеялку, адаптируя ее под российские реалии, уже начав заниматься локализацией производства.
В прошлом году мы открыли технопарк в Рубцовске, где уже есть много современного оборудования, и оно продолжает закупаться: передовые станки для лазерной резки, обрабатывающие центры, сборочные производства. Аналогичный технопарк готовится к запуску в Барнауле на АНИТИМе в конце текущего года. Планируется к запуску новая покрасочная линия для запасных частей. Мы идем по пути бОльшей роботизации и сокращения ручного труда, закупаем сварочных роботов, оборудование для закалки дисков.
Если подытожить, то главные цели предприятие на ближайшие годы:
-
создание орудий, которые полностью будут соответствовать запросам конечного потребителя;
-
повышение эффективности дилерской сети посредством стимулирования роста качественных показателей деятельности в области продаж, сервиса и маркетинга;
-
развитие и обучение персонала, формирование эффективной команды профессионалов.
— Как решается на вашем заводе кадровая проблема?
— На Алтайских машиностроительных заводах «Алмаз» сегодня трудится около 1500 сотрудников. Для решения кадровой проблемы, во-первых, мы постоянно следим за уровнем зарплаты, поддерживая ее на достойном рыночном уровне.
Для работников создаются благоприятные условия труда: организованы бесплатное питание и доставка транспортном до территории предприятия, открыт лицензированный медицинский кабинет, проводятся ежегодные медосмотры сотрудников в рамках нацпроекта «Здоровье» и профилактические осмотры, производится обеспечение спецодеждой и обувью.
На заводах активно ведется сотрудничество с колледжами и университетами, в частности с Алтайским государственным колледжем, Аграрным университетом и АлтГТУ им И.И. Ползунова. С последним на протяжении нескольких лет ведется активное сотрудничество в области профориентационной работы, привлекаются выпускники и молодые специалисты для работы на предприятии: организовывается проведение производственных и преддипломных практик студентов (от программистов до конструкторов и технологов (15 человек за 2,5 года), участие в научно-практических конференциях. Совместно ведутся научно-исследовательские и опытно–конструкторские работы по актуальным для предприятия вопросам. Планируется работа по обучению студентов по целевым договорам. Руководители разных уровней компаний также проходят обучение по президентской программе на базе АлтГТУ.
На предприятии большое внимание уделяется развитию кадров, проводится и организуется внутреннее и внешнее обучение, направленное на развитие как профессиональных, так и лидерских компетенций сотрудников. Работает «Школа мастеров» для развития административно-управленческого персонала непосредственно на производственных участках (в планах — сертификация учебного центра). На предприятии развита система наставничества и адаптации персонала, имеется корпоративная библиотека.
— В каком направлении развивается конструкторская работа вашего предприятия? Какими будут становиться новые орудия, на какие инновации нацелены ваши разработчики?
— Заводы «Алмаз», как и сейчас, будут продолжать модернизацию имеющихся линеек орудий и расширение этих линеек, а также разрабатывать новую технику, продиктованную запросами рынка и конечного потребителя. Мы получаем обратную связь от наших аграриев и понимаем, какие орудия им необходимы для качественное работы на полях. Орудия будут многофункциональными, позволяющими экономить на инвестициях и операционных расходах. На наших сеялках СЗ-5,4 premium опционально уже можно устанавливать электронную систему контроля высева, которая отслеживает большое количество различных показателей. Будет развиваться цифровизация в части «трактор — оборудование».
— Пройдут ли непростые времена?
— Уверен, сложные времена пройдут, экспорт зерна увеличится, и цена на продукцию аграриев обязательно станет достойной. Думаю, что люди, связавшие свою жизнь с сельским хозяйством, прекрасно понимали, что это нелегкий труд. Но их и наши усилия имеют большую благодарность, потому что люди каждый день несколько раз вспоминают нас добрым словом за те продукты, которые есть на их столе. Люди постоянно о вас знают, помнят, и это стоит дорогого! Мы же, со стороны производителей техники, понимаем, что сейчас отличное время для разработки новых интересных продуктов, которые смогут заменить ушедшие с рынка орудия и сделать нашу технику более привлекательной по цене, чем импортная!