Техника 19 июля 2024

Автоматическая система смазки — технология бережливости

Автоматическая система смазки — технология бережливости

Петр Безроднов

руководитель компании «Тех-Юг»

Все сельхозмашины и оборудование, где присутствуют подшипники, валы и втулки, различные цепи и натяжения, нуждаются в ежедневном обслуживании — внесении специальной смазки. Какие проблемы возникают в связи с этим на агропредприятиях и как их можно успешно решить, рассказал Петр Безроднов, руководитель компании «Тех-Юг».

— Какие сложности, связанные со смазкой механизмов, возникают в работе агромашин?

— Основной проблемой сельхозтехники, у которой отсутствует автоматическая централизованная система смазки (АЦСС), является человеческий фактор, влияющий на работоспособность и срок службы узлов. В качестве идеала приведу пример обслуживания комбайна во время уборочной кампании. Каждое утро перед выходом в поле механизатор проходит и вручную смазывает шприцом все узлы в точном соответствии с дозировками по регламенту. После этого комбайн может сутки молотить без остановки. Возникает ситуация, когда смазка к какому-то моменту израсходуется. Кроме того, персонал зачастую ошибается с дозировками, надеясь на свой глазомер. Все это приводит к повышенному износу узлов, поломкам и простоям, влекущим миллионные убытки в сезон.

Аналогичная ситуация возникает с тракторами, пресс-подборщиками, почвообрабатывающими орудиями, опрыскивателями, сортировочным оборудованием и так далее. АЦСС исключает эту проблему полностью, производит смазку всех подсоединенных точек, автоматически включается с заданной изготовителем периодичностью. Важно, что все схемы смазки согласованы с технической документацией техники. Итак, основное преимущество АЦСС — уход от человеческого фактора и пиковых значений количества смазки в узле, когда ее оказывается слишком много или мало. Нормальная наполненность обычно составляет около 70%, и мы настраиваем систему так, чтобы не было перерасхода и нехватки. Наша практика говорит о том, что автоматическая смазка на 50–70% сокращает количество простоев техники. Расходы на осуществление ремонта, покупку запчастей и смазку уменьшаются до 50%, продолжительность службы узлов вырастает в 2–2,5 раза. Потребление электроэнергии за счет понижения коэффициента трения в узлах сокращается на 15% и более.

— Сложно установить такую систему?

— Большинство производителей техники имеют подобные разработки в качестве опции, но не ставят их в базовую комплектацию. Обычно аграрии покупают технику по привычке, не задумываясь о преимуществах АЦСС. Однако система достаточно проста: она состоит из насоса, идущих к точкам смазки линий, распределителей и блока управления. Гарантируется распределение смазки независимо от расстояния, на котором точки находятся от насоса. Система работает по принципу «время работы — время паузы», и насос, например, каждые три часа точно распределяет заданный объем смазки. Он подключается к бортовой сети машины, у которой зачастую имеются для этого заводские разъемы. Процесс монтажа занимает 1–2 дня. После этого мы инструктируем механизатора, который следит за уровнем смазки. Предоставляем комплекты для простого полевого ремонта и допоборудование для чистой заправки системы. Мы также полностью поддерживаем своих клиентов, и большинство вопросов решается в телефонном режиме, так как АЦСС проста в обслуживании.

— Каковы практические преимущества систем смазки?

— Одно из крупных сельхозпредприятий, расположенное в Ипатовском районе Ставропольского края, провело исследование преимуществ АЦСС, установленной нами на зерноуборочный комбайн Acros 595 Plus. Инженеры пришли к выводу, что система позволила сократить время обслуживания техники, поэтому она раньше всех выходила в поле. Кроме того, снизился расход смазки за счет более эффективного дозирования, было исключено влияние человеческого фактора, существенно сократились затраты на ремонт и убытки от простоя, повысилась долговечность узлов. Добавлю, что установка АЦСС позволяет аграриям за счет экономии перейти на более качественные температуростойкие смазки вместо, например, распространенной «Литол-24». Последняя в жаркую погоду становится маслом и вытекает из узлов, не выдерживая температуру больших нагрузок. Конечно, улучшаются условия и безопасность труда механизаторов, повышается культура производства, так как присутствие обслуживающего персонала для системы смазки практически не требуется.

Популярные статьи