Достойный бизнес
Юлия Красникова
Цветоводство, являющееся подотраслью растениеводства, — достаточно молодое направление в сельском хозяйстве страны. Интерес к нему значительно вырос за последние несколько лет — сейчас в России более 600 профильных фермеров, которые выращивают сезонные цветы на срезку, причем до конца года это количество может достичь отметки 1000 хозяйств. Однако проблемы пока остаются.
Вклад в развитие цветоводства могут вносить не только крупные агропромышленные холдинги и круглогодичные тепличные комплексы, но и мелкие и средние аграрии, которые также могут возделывать цветочные культуры в защищенном или открытом грунте. О проблемах подотрасли и перспективах ее развития, а также о собственном опыте ведения бизнеса в этом направлении рассказала Юлия Красникова, владелица цветочного хозяйства «Юлина ферма», президент Ассоциации по поддержке развития цветочных ферм.
— Расскажите про производство. Большую ли площадь оно занимает? Какие цветы выращиваете?
— Предприятие расположено в 120 км от Москвы, под городом Волоколамском. Участок в 30 га мы приобрели два года назад и на 13 га планируем развивать ферму. Уже освоили два гектара, то есть расчистили территорию, построили две теплицы парникового типа на 500 кв. м. Также на площади 40 соток открытого грунта я выращиваю однолетники, например душистый горошек, подсолнухи, циннии, астры, львиный зев и георгины. Всего у меня 3000 кустов георгинов. Эта культура стала для меня основной специализацией. Я возделываю эти цветы для продажи как посадочный материал и на срезку. На ферме трудится вся семья и один рабочий, который второй сезон помогает нам выполнять текущую работу.
— Почему решили заняться этим направлением? С чего все начиналось?
— Если бы меня спросили 3–4 года назад о моем будущем, я бы никогда не сказала, что буду строить ферму и заниматься цветоводством. С приходом пандемии в 2020 году началась стагнация во многих отраслях, особенно в туристическом направлении, где я работала в тот период. Произошел внутренний кризис и появилось понимание необходимости изменения своей жизни и дальнейшего развития. Когда я размышляла о том, чем можно заниматься, поняла, что стабильность принесет земля, ведь на ней возможно реализовать практически любой проект — построить сыроварню, открыть глэмпинг, заняться животноводством. В 2020 году мы продали таунхаус под Москвой для стартового капитала и приступили к поискам подходящего участка, на что ушел год. При покупке земли в августе 2021 года я еще не знала, какой проект буду реализовывать. Постепенно изучала различные варианты, мысленно тестировала идеи. Однажды наткнулась на информацию о коммерческом выращивании цветов, углубилась в нее и поняла, что хочу начать именно с этого направления. На начальном этапе требовалось не просто создать ферму, а выбрать конкретное растение, и им стала георгина. Цветоводство — комфортная точка входа в сельское хозяйство для новичков, особенно для женщин. Впоследствии человек может остаться в этой подотрасли, а может осваивать другие направления, например животноводство, возделывание ягод и прочее.
— Каких результатов удалось достичь?
— В мае 2022 года мы вошли в чистое поле, где ничего не было. Сегодня же стоят две крытые теплицы, пробурена скважина, от леса расчищена территория в три гектара, которую мы готовим под посадки в следующем году. В 2022 году я посадила 1000 клубней георгины и в конце сезона после деления получила 3000 деленок, то есть в среднем из одного корня вышло три клубня. Георгины, как картофель, наращивают клубни каждый год, поэтому эта культура достаточно привлекательна с коммерческой стороны. В текущем году у меня посажено 3000 клубней, то есть потенциально в конце сезона я могу получить 8000 деленок. Экономическая выгода во многом зависит от сорта, цвета, формы, поэтому одну деленку можно продать за 300–500 и даже за 800 рублей. Безусловно, могут быть неурожаи, выпады, клубни могут заболеть, сгнить, не пережить хранение — мы не оставляем их в грунте после окончания сезона. Изначально может показаться, что заниматься выращиванием георгинов не так сложно, однако в каждом технологическом пункте следует тщательно разбираться — от ассортимента до экономики.
Георгина — интересная культура и с эстетической стороны. Существует более 20 тыс. сортов с разнообразными окрасками, формами соцветия. В России есть достаточное число людей, любящих этот цветок и охотящихся за эксклюзивными сортами. К сожалению, долгое время в нашей стране георгина была забыта как культура, в том числе с точки зрения селекции и создания новых сортов, в то время как в США данное направление активно развивается. Однако сейчас отмечается всплеск интереса к этому цветку не только как к составляющей букета, но и как к украшению в саду.
— Есть ли у вас эксклюзивные сорта?
— При разработке концепции фермы и торгового предложения я решила, что в моей коллекции будут американские срезочные сорта. В этом заключается моя уникальность на рынке. Проблема состоит в том, что США не отправляют в нашу страну клубни, и с их получением существуют трудности, поэтому пришлось изобретать нестандартные способы приобретения этого товара. В прошлом году мне привезли 10 клубней, в этом году — порядка 25 единиц. Сейчас они уже цветут, однако я не знаю, что с ними будет после выкапывания, сколько смогу получить деленок. Таким образом, подобные сорта сложно привезти и необходимо затратить немало времени и сил для их размножения перед продажей, ведь я хочу оставить себе часть посадочного материала — не менее 50–100 клубней. В любом случае через 5–7 лет я хочу реализовывать уникальные американские сорта георгинов.
— Как в подотрасли складывается ситуация с посадочным материалом и селекцией?
— В нашей сфере я не знаю специалистов, ведущих селекцию на высоком уровне с передачей разработок на испытания и их внесением в Государственный реестр селекционных достижений. Существуют экспериментирующие энтузиасты, которые выращивают георгины и со временем начинают создавать собственные необычные сорта. Однако таких людей мало — порядка 10–15 человек в России. Среди них — Олег Александрович Дороганов, занимающийся выведением георгинов в течение 56 лет. За свою жизнь он создал более 100 сортов. Проблема заключается в том, что таким энтузиастам зачастую некому передать свои достижения. Помимо этого в нашей отрасли не проходят мероприятия по селекции, отсутствуют книги по этой теме. Немного информации я смогла найти в нескольких старых советских брошюрах. При этом для создания новых сортов требуется немало времени — порядка пяти лет работы с семенами.
Тема селекции георгины и цветов только недавно стала появляться в информационном поле, и нам нужно продержать этот интерес как минимум 15–20 лет. Фермерам необходимо объединяться, проводить профильные мероприятия, обмениваться опытом, знаниями, ошибками, больше освещать данную тему как со стороны производственной части, так и с точки зрения покупательского спроса. Цветы — такой же фермерский продукт, как ягоды, творог, мясо и прочее. Он хорош тем, что уникален, создан не на промышленном предприятии. Более того, следует формировать у потребителей любовь и интерес к георгине как сезонному цветку, который приятно подарить в букете, а также внутреннюю потребность поддерживать местное производство и мелких фермеров.
— Какие цветы наиболее актуальны сегодня?
— Среди сезонных растений достаточно востребованы пионы, тюльпаны, георгины и другие. Круглогодичное выращивание данных культур в промышленном защищенном грунте в большей степени актуально для крупных компаний и холдингов, а на цветочных фермах существует сезонность. В апреле и мае начинается цветение пионов, тюльпанов, после них — ранних однолетних культур, с конца июля появляются георгины.
Цикл жизни каждого вида цветка требуется максимально удлинить. Например, клубни георгинов я отправляю на проращивание в феврале, в конце мая при устойчивой положительной температуре высаживаю их в теплицу. Далее они развиваются, растут и начинают цвести в конце июля. В закрытом грунте они вполне могут простоять до конца октября в условиях Московской области, в то время как за его пределами погибнут с приходом первых заморозков. Время их жизни небольшое, однако после сезона у меня остается посадочный материал, который могу реализовывать или отправить на хранение.
— С какими трудностями пришлось столкнуться в начале пути?
— Первая проблема заключалась в том, что, несмотря на достаточное количество цветочных ферм, какой-либо общий накопленный опыт и знания, которые можно было бы почерпнуть в открытых источниках, отсутствовали. В нашем направлении не было готовых кейсов и технологий, чье изучение позволило бы сразу начать реализацию проекта с определенными корректировками и адаптацией. Все сведения мне приходилось собирать по крупицам, в некоторых моментах действовать и решать по наитию. К сожалению, фермеры, чей опыт в данном направлении достигал 5–6 лет и более, не спешили делиться своими знаниями и наработками. Другая сложность состояла в том, что цветоводство не поддерживается на уровне государства, хотя оно входит в растениеводческую отрасль. Столкнувшись с этими проблемами, я решила создать собственное объединение — Ассоциацию по поддержке развития цветочных ферм. В рамках нее хочу помогать, предоставлять информацию.
— В этом направлении сильная конкуренция? Насколько оно перспективно и стоит ли в нем развиваться?
— Считаю, что обязательно следует входить в этот бизнес. Место в данной нише и спрос со стороны покупателей имеются. Конечно, некоторые производители боятся конкуренции, но я к ним не отношусь. По моему мнению, конкуренция — отличный стимул к развитию и росту. Она дает чувство постоянного творческого поиска, размышления о том, что еще можно реализовать, как сделать свою идею сильнее, чем выделиться на рынке.
— Расскажите об ассоциации. Какую работу она сейчас ведет и какие цели ставит перед собой?
— Она призвана объединять всех фермеров, занятых в цветочной подотрасли. Я хочу собрать вокруг себя людей, проявляющих интерес к данному направлению и желающих попробовать свои силы в нем, а члены ассоциации поддержат их в этом, расскажут, что нужно делать для развития идеи. Другая задача — лоббирование интересов цветочных фермеров. Предполагается, что участники будут контактировать с аграрными министерствами в своих регионах, пробовать продвигать изменения в законодательные акты для улучшения ситуации в подотрасли. Разумеется, объединение подразумевает коммуникацию его членов, обмен опытом и знаниями.
Наша ассоциация существует уже год, и мы постепенно ее развиваем. Хотим сделать полноценный сайт, на котором можно будет в открытом доступе найти всю возможную информацию о выращивании различных видов цветов, а также необходимую новичкам поддержку. Я хочу сформировать в объединении доброжелательную атмосферу по отношению к тем, кто только встает на путь создания цветочного бизнеса.
— Какая государственная поддержка необходима подотрасли?
— Одна из задач, которая стоит передо мной как руководителем ассоциации и человеком, столкнувшимся с невозможностью получения субсидий, — добиться включения цветоводства в перечень тех направлений, по которым можно участвовать в гранте для фермеров. В свое время я хотела подать заявку в программу «Агростартап», однако узнала, что мне не удастся получить какие-либо выплаты по причине того, что цветоводство отсутствует в списке, хотя оно входит в отрасль растениеводства. Более того, цветочный фермер из Калининграда все же отправила заявку для участия, защищала проект, однако дальше он никуда не прошел и ее никто не поддержал. Многие начинающие фермеры не отказались бы от поддержки, ведь за грантовые средства можно приобрести оборудование и технику, посадочный материал, провести необходимые коммуникации на участок.
Сейчас я работаю над этой задачей, регулярно общаюсь с представителями Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области, подала губернатору региона запрос о внесении цветоводства в программу импортозамещения, которая тоже предполагает определенные субсидии и меры поддержки. Пока решение этого вопроса тормозится, но он уже обсуждается неофициально, как и цветочное фермерство с точки зрения коммерческого производства. Я хочу добиться того, чтобы данной отрасли также выделяли средства при условии наличия готового бизнес-плана или уже работающего производства.
— С чего лучше начать запуск бизнеса по выращиванию цветов? Какие советы можете дать новичкам?
— Прежде всего нужно понять, кто сможет поддержать тебя и идею, которую хочешь реализовать. Это важно, поскольку неверие в собственные силы и непринятие среди близких могут разрушить планы и помешать в создании проекта. Также следует тщательно изучить информацию о цветочном фермерстве, посетить действующие предприятия, где можно вживую посмотреть на все процессы. При погружении в эту тему можно узнать о различных сортах, расчеты необходимого количества клубней, сведения, где их купить, и много другое. По сути можно почерпнуть большую часть данных, необходимых для работы, ведь сейчас информации о цветоводстве стало больше. После этого можно начинать реализацию проекта.
На начальном этапе при отсутствии защищенного грунта требуется лишь закупить клубни — их стоимость составляет примерно 300–500 руб/шт. Количество зависит от площади, например георгина сажается по схеме 40×40 см. Исходя из этого, можно просчитать необходимый объем на участок. Конечно, будут траты на удобрения, систему полива, покровный материал, специальные поддерживающие сетки, цветочные баки и так далее.
— Каковы планы дальнейшего развития? Какие цели и задачи стоят?
— В первую очередь хочу освоить 13 га участка, на 6–7 га расположить производственные мощности по выращиванию георгинов и однолетних цветов на продажу. Также мы планируем обустроить большой декоративный сад, построить дом и развиваться в направлении агротуризма. Гости смогут приезжать к нам на ферму, оставаться в домиках, наблюдать за работой с цветами и принимать в ней участие, посещать мастер-классы и образовательный кампус. Думаю, мы создадим несколько программ. В целом я хочу сформировать креативное место силы, творческое пространство на природе, где каждый найдет то, что ему интересно.
Одна из главных задач, стоящих передо мной, — донести, что цветочное фермерство является настоящим производством, а не просто хобби. Я хочу добиться, чтобы цветоводство было сформировано как категория и занесено в соответствующие ГОСТы, было описано и стандартизировано, чтобы подотрасль воспринимали серьезно и работа в ней считалась достойной и уважаемой. Все это позволит продвигать цветоводческую культуру в нашей стране, развить селекцию и вывести эксклюзивные сорта, за которыми будут охотиться в том числе иностранные коллекционеры, а также сделает подотрасль конкурентоспособной.
Беседовала Анастасия Кирьянова