Главная цель — добиться поддержки государства
Алексей Антипов
В каком состоянии сегодня находится цветочная отрасль России? Какие изменения произошли в этом секторе за последние два года и что необходимо для развития производства цветов в нашей стране? Об этом мы поговорили с Председателем Национальной ассоциации цветоводов (НАЦ) Алексеем Антиповым.
— Расскажите о вашей Ассоциации, какую работу она сейчас ведет и какие цели ставит перед собой?
— Национальная ассоциация цветоводов (НАЦ) является некоммерческой организацией, созданной с целью представления и защиты интересов производителей цветочной продукции в органах государственной власти и СМИ, а также обеспечения коммуникации и эффективного сотрудничества членов ассоциации как между собой, так и с представителями компаний-производителей товаров и услуг для цветочной отрасли.
Ассоциация сегодня включает в себя порядка 90% всех производителей цветочной продукции в России, что составляет 169 га действующих тепличных комплексов и 87 га в процессе строительства. Кроме того, потенциал цветочных комбинатов в составе Ассоциации составляет еще 147 га — это площади, принадлежащие членам ассоциации, с наличием необходимых для цветочного производства ресурсов.
— Какие цветы наиболее востребованы сегодня в России?
— Более 50% всей цветочной продукции, реализуемой в России, составляют розы. Спрос на этот цветок остается неизменным многие годы. Конечно, есть и сезонные цветы, такие как тюльпаны (на 8 марта), гвоздики (на даты ВОВ), или хризантемы (на 1 сентября), однако, только роза стабильно пользуется спросом россиян.
— Каким вы видите потенциал в развитии цветочного бизнеса в России?
— К сожалению, цветочная отрасль в России не развивается. Негативная обстановка для российских представителей цветочного бизнеса начала складываться с момента вступления России в ВТО, когда ставка таможенной пошлины на ввоз импортного товара упала с 15% до 5%. Учитывая низкую себестоимость зарубежных цветов, которые поступают к нам, в основном, из Эквадора и Кении. Это страны, где много естественного солнечного тепла и света, а рабочая сила крайне дешёвая. Российским цветоводам довольно трудно держать конкурентные цены на свою продукцию, ведь их производственные затраты постоянно растут. Затруднительное положение производителей отражают показатели нашего рынка: доля отечественных цветов на нем занимает лишь 17% против 83%, приходящихся на импорт. При этом основная мера, принятая государством для поддержки сельскохозяйственных предприятий — льготные долгосрочные кредиты — не востребована в цветочной отрасли, так как определенный условиями кредита срок в 8 лет недостаточен для возврата капитала (из-за низкой доходности предприятий).
Находясь в столь сложном экономическом положении, российские цветоводы многократно обращались в органы государственной власти: в адрес министров сельского хозяйства, финансов и министра экономического развития РФ, Совета Федерации, Председателя Правительства и даже Президента страны. Суть заявления производителей цветочной продукции заключалась в возможности увеличения ставки таможенной пошлины до уровня, установленного в нашей стране до входа в ВТО, то есть до 15%. Такая мера позволила бы не только поддержать российских цветоводов, повысив инвестиционную привлекательность отрасли, но и создать дополнительные рабочие места в сельских районах, а также получить около 5-6 млрд рублей в государственный бюджет только в виде увеличения таможенных сборов и НДС.
— Каким был 2022 год для цветоводов и какие цели вы поставили на 2023 год в развитии цветочного бизнеса?
— Прошлый год был ничем не примечателен, в прочем, как и предыдущие несколько лет. В отрасли всё стабильно: покупательский спрос особо не увеличивается, но и не падает. Санкции на производстве не отразились, логистика осталась прежней. Наша главная цель — добиться поддержки государства. Тогда и предприятия начнут развиваться, и доля отечественных цветов на рынке удвоится. Мы давно и четко называем те меры поддержки, которые необходимы цветоводам для развития. Первая мера — увеличение ставки таможенной пошлины с 5% до 15%, а вторая — увеличение срока льготного кредитования, хотя бы, до 10 лет.