Корректировка курса
Дмитрий Теплов
Беседовал Николай Немчинов
Российское сельхозмашиностроение стоит перед непростой задачей. Сейчас ему необходимо развиваться в новых условиях: европейская компонентная база малодоступна, китайские производители наращивают присутствие, а механизмов господдержки явно недостаточно.
Работающий на территории Пермского края с 2003 года «Краснокамский ремонтно-механический завод» выпускает кормозаготовительную технику. Каковы риски и пути развития российского сельхозмашиностроения, как изменилась работа в текущих условиях рассказал Дмитрий Теплов, директор компании.
— Как поменялся спрос на технику после ухода с российского рынка европейских и американских компаний? Какова ситуация на рынке?
— Поскольку многие зарубежные компании находят пути обхода санкций и продолжают поставки, спрос на наши прицепные кормозаготовительные машины растет не такими быстрыми темпами, как хотелось бы. В целом на рынке наблюдается некая пауза, связанная с тем, что потребители взвешивают все за и против. Многие опасаются покупать европейские бренды, так как боятся проблем с обслуживанием и ремонтом, несвоевременной поставкой деталей и так далее. Кроме того, цена на такую технику подросла.
В то же время нельзя не отметить, что за время своего присутствия западные компании успели сформировать у российского потребителя довольно высокие запросы к качеству и самой техники, и сервиса, поэтому выжидательная позиция, когда эти аграрные машины стали менее доступными, а китайские агрегаты пока не заслуживают такого доверия, вполне понятна. Кроме того, появились новые модели российского производства, и по ним также пока немного информации. Другим моментом, который влияет на ситуацию, стали низкие закупочные цены на зерно и молоко, поэтому аграрии не спешат вкладываться в обновление автопарка. Стоит добавить, что хозяйства не хотят приобретать технику из разных линеек и от нескольких брендов. Всегда удобнее покупать и обслуживаться «в одном окне».
— Как это отразилось на стратегии и тактике развития отраслевых предприятий?
— Большая часть российских компаний нацелена на то, чтобы занять опустевшие ниши: они наращивают мощности, расширяют линейки оборудования, работают над повышением качества сервиса. Мы тоже движемся в этом направлении. В конце 2022 года выпустили модификацию погрузчика для мощных тракторов, а в 2023 году — ее усовершенствованную версию с расширенной рамой. Обе машины могут агрегатироваться с китайскими тракторами. Также модернизируется линейка кормозаготовительной техники — недавно мы начали выпускать скоростной упаковщик с системой ночного освещения.
Еще один аспект развития и инструмент повышения спроса на продукцию — сопровождение внедрения кормозаготовительной технологии, с помощью которой мы обслуживаем машины. Над этим работает наш Центр методической поддержки клиентов. В 2022 году мы также создали и поддерживаем «Клуб эффективных животноводов» — сообщество аграриев, которые применяют прогрессивные способы заготовки кормов.
— Пользуется ли ваше предприятие государственной помощью?
— При нынешней ключевой ставке кредиты очень дороги. Предприятия развиваются в основном за счет собственных средств, которых к тому же нередко не хватает, так что часть инвестиционных проектов на паузе. В связи с этим помощь государства сегодня особенно важна. К ней, к примеру, относятся льготные кредиты, программы промышленной ипотеки, займы на модернизацию оборудования и оборотное финансирование. Все они для нас актуальны в той или иной степени, и мы ими пользуемся. Так, наш завод участвует в Программе государственного субсидирования производителей сельскохозяйственной техники с момента ее запуска в 2013 году. В результате с 2013 по 2023 год объем производства нашего аграрного оборудования вырос в три раза.
Однако были и сложности. Например, во время пандемии выросли цены на металл, и стоимость кормозаготовительной техники увеличилась на 25–30%. С новым прайсом мы уже не могли участвовать в Программе 1432, так как она не предусматривает рост цен от уровня, заявленного в предыдущем году. После доработок, конечно, она стала более гибкой, но до сих пор не в полной мере отвечает интересам машиностроителей. Цены на продукцию растут по объективным экономическим причинам, а внутри программы повышать их для аграриев в течение года невозможно, так что все издержки от роста себестоимости продукции производители берут на себя. Существуют вопросы к лимитам и объемам финансирования Программы 1432. В этом году мы получили лишь одну треть от всех запрошенных субсидий и вынуждены были выбирать, какую технику будем продавать. На сегодня у нас в приоритете распространение кормозаготовительной технологии и поддержка агрохозяйств, которые ее используют. По Программе 1432 мы продаем только скоростные упаковщики рулонов.
— Какие еще инструменты применяете?
— Мы также пользуемся мерами поддержки экспорта от федеральных органов власти и Пермского края. Поставляем складскую технику, кормозаготовительные машины, навесные фронтальные погрузчики, автоприцепы в государства Средней Азии — Казахстан и Узбекистан. В 2021 году наши сельхозмашины получили заключение Министерства промышленности и торговли РФ о подтверждении производства на территории страны в соответствии с постановлением Правительства РФ № 719. Это открыло доступ к участию в госпрограмме субсидирования экспортных поставок в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт».
Пользуемся также субсидиями на сертификацию продукции, транспортировку, помощь в участии в выставках. В работе со странами СНГ помогает Программа 1269, по которой возмещаются экспортные расходы в связи с гарантией обратного выкупа. Мы поставляем зарубежным дилерам технику со скидкой 15%, а государство потом компенсирует разницу между льготной и рыночной ценами. Кроме того, существуют федеральные и региональные субсидии на транспортировку экспортной продукции — они варьируют от 60 до 80% от стоимости соответствующих услуг. Другим инструментом, которым мы пользовались при отправке техники в Узбекистан, была страховка валютных рисков от государственного института развития экспорта АО «Эксар». Помимо этого Центр поддержки экспорта Пермского края оказывает нам содействие в поиске иностранных покупателей.
— Ощущает ли компания конкуренцию со стороны производителей сельхозтехники из дружественных стран?
— В конце октября прошлого года мы в составе делегации ассоциации «Росспецмаш» побывали на выставке China International Agricultural Machinery Exhibition 2023 (CIAME 2023) в Ухане, открывшейся после трех лет пандемии. Восточный рынок техники огромен, и вскоре он может практически полностью оказаться на российской территории. Однако пока мы не ощущаем острой конкуренции, поскольку предприятия из Поднебесной только начали осваивать наш рынок. Если они пойдут по пути локализации производства, вполне смогут захватить отечественный сегмент аграрных машин. Российское сельское хозяйство в основном сконцентрировано в европейской части, так что поставлять технику из Азии будет долго и дорого, но локализация производства на той же территории — более вероятный сценарий.
— На ваш взгляд, насколько и на каких направлениях вопрос вытеснения российской техники с внутреннего рынка актуален?
— Сейчас в отечественном сегменте много китайских брендов тракторов, но они начали его завоевывать еще до санкций. Раньше их было больше в восточных регионах страны, а теперь они присутствует практически везде. Тем не менее, думаю, вопрос вытеснения столь остро не стоит, ведь за последние 15 лет качество российской спецтехники значительно выросло. Более того, наши компании знают, как привлекать и удерживать потребителей, поэтому у нас есть вполне реальная возможность конкурировать с Китаем на равных.
— Как вы считаете, какие инструменты и на каких уровнях могли бы предприниматься для корректировки данной ситуации?
— Меры защиты отечественных машиностроителей действуют уже много лет, и они доказали свою эффективность. Например, благодаря Программе 1432 объем производства рос по 30% в год. Вопрос заключается в том, будут ли эти инструменты действовать дальше и в каких масштабах. Сейчас есть ощущение, что программы поддержки субсидируются по остаточному принципу, и денег на них не хватает. Если на вопрос, нужно ли развивать отечественное машиностроение и помогать ему, мы отвечаем положительно, необходимо более системно планировать господдержку и идти навстречу запросам отрасли.