Растениеводство 11 февраля 2014

Курс на развитие

Курс на развитие

Подготовила Виктория Жученко

В последние годы в сельскохозяйственном производстве происходят позитивные преобразования. Сегодня перед аграриями страны стоит главная задача — сохранить и приумножить достигнутое. Об этом и многом другом наш разговор с Александром Черногоровым, заместителем Министра сельского хозяйства РФ.

— Какие актуальные задачи сейчас стоят перед Министерством сельского хозяйства Российской Федерации? С какими проблемами приходится сталкиваться?

— С первого января 2013 г. действует новый стратегический документ «Госпрограмма развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг.». Ее основные цели — обеспечение продовольственной безопасности России в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности РФ, повышение конкурентоспособности российской продукции на внутреннем и внешнем рынках; повышение финансовой устойчивости предприятий АПК. Главные задачи этого документа — стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции; повышение эффективности регулирования рынков сырья и продовольствия; обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти в сфере развития АПК; повышение уровня рентабельности для обеспечения его устойчивого развития.

В ходе реализации Госпрограммы ожидается повышение удельного веса российского продовольствия к 2020 г.: мяса и мясопродуктов — до 88,3 процента, молока и молокопродуктов — до 90,2 процента; повышение рентабельности сельхозорганизаций до 10-15 процентов.

Особое внимание уделяется подпрограмме «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства». Сегодня одна из актуальных задач — принятие закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О племенном животноводстве». Положения законопроекта приведены в соответствие с международными требованиями, что особенно важно в связи с присоединением России к ВТО.

Минсельхоз России внес в Правительство РФ предложение о выделении из федерального бюджета 2013 г. средств в размере 15 млрд руб., для компенсации затрат для производства животноводческой продукции, связанных с удорожанием кормов. Федеральное ведомство предлагает направить эти средства на поддержку производителей свинины, мяса птицы, яиц и молока. Объем поддержки свиноводства — 5671,7 млн руб., птицеводческим предприятиям мясного и яичного направления — 6146,1 млн руб., мясо птицы — 2546,3 млн руб., на яйцо — 3599,8 млн руб.

Предусмотренная поддержка позволит поддержать отечественных работников сферы АПК и минимизировать риски от присоединения России к ВТО.

Сейчас в развитии отрасли есть ряд внутренних проблем, которые ждут своего разрешения: недостаточно развитая производственная, рыночная и социальная инфраструктура, плохая доходность производства,  низкие темпы технического и технологического перевооружения.

Также, требуют к себе внимания вопросы, связанные со снижением таможенно-тарифной защиты в связи с присоединением России к ВТО в отношении некоторых видов товаров — мяса, сахара, молока и молочных продуктов. При этом напомню, что Россия сохранила право на использование тарифных квот на говядину, свинину и мясо птицы, что поспособствует развитию нашего производства.

В растениеводстве сейчас основное внимание уделяется  подготовке проведения весенних полевых работ в оптимальные сроки на прогнозируемых площадях. Перед аграриями страны  стоит задача произвести не менее 95 млн т зерна, для удовлетворения внутренних потребностей страны и создания необходимых резервов и развития экспортного потенциала.

С какими результатами Россия завершила 2012 г.? Чем наша страна может похвастаться, каких успехов за последний год добились в отрасли сельского хозяйства?

— При оценке результатов работы нужно учитывать негативное влияние засухи, вызвавшей ЧС в значительном числе субъектов РФ в 2009-2010 гг. и 2012 г. В целом, за период 2009-2012 гг. производство сельхозпродукции выросло на 5,4 процента при некотором снижении цифр в растениеводстве на 2,9 процента и приросте в животноводстве на 11,5 процента. Росту в значительной степени способствовали меры господдержки сельского хозяйства, принятые в этот период.

Хотел бы с удовольствием отметить, хорошую динамику развития животноводства. За 2012 г. производство скота и птицы на убой в живом весе во всех категориях хозяйств составило 11,6 млн т. Основной объем их производства за 2012 г. обеспечили четыре федеральных округа: ЦФО — 3,5 млн т, Приволжский — 2,6 млн т, Сибирский — 1,7 млн т и Южный — 1,4 млн т. На них приходится 78 процентов от общего объема производства скота и птицы на убой по стране.

Наибольший прирост производства скота и птицы на убой за 2012 г. в объеме 145,8 тыс. т обеспечили хозяйства Белгородской области. Среди остальных регионов, можно отметить Тамбовскую область — 96,7 тыс. т, Ленинградскую — 43,8 тыс. т, Челябинскую — 39,6 тыс. т, Курскую — 39,6 тыс. т, Пензенскую — 30,3 тыс. т, Республику Марий Эл — 31,8 тыс. т.

Производство птицы на убой в живом весе за 2012 г. всего составило 4,8 млн т. Наибольший прирост в прошедшем году обеспечили хозяйства Тамбовской области — 94,1 тыс. т. Так же на этот показатель существенно повлияли хозяйства Челябинской, Ленинградской, Пензенской областей и Краснодарского края.

За 2012 г. производство свиней на убой в живом весе увеличилось на 111,8 тыс. т, к уровню 2011 г. Наибольший прирост был у хозяйств Белгородской области — в объеме 128,1 тыс. т. Хорошие показатели у аграриев Курской, Воронежской, Брянской, Новгородской областей, Республики Марий Эл.

Если проанализировать состояние производства крупного рогатого скота на убой в живом весе, то в 2012 г. оно составило 2,9 млн т, или 101,3 процента к уровню 2011 г. Наибольший вклад в этот показатель внесли  хозяйства Республики Башкортостан — 11,4 тыс. т, а так же Омская, Воронежская, Оренбургская области, Алтайский край, Чувашская Республика и Республика Калмыкия.

Производство молока за 2012 г. увеличилось на 271,2 тыс. т и составило 31,92 млн т. В целом по стране за 2012 г. 56 регионов увеличили производство молока. Наибольший прирост был в хозяйствах Республики Дагестан, в объеме 89,2 тыс. т. Так же этому способствовали хозяйства Ростовской области, Республики Башкортостан, Кабардино-Балкарской Республики, Свердловской и Воронежской областей.

В то же время за 2012 г. 24 региона снизили свое производство молока.

Надой молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях за 2012 г. составил 4987 кг, на 248 кг, больше уровня 2011 г.

Поголовье крупного рогатого скота, на первое января 2013 г., в хозяйствах всех категорий составило 20 млн, или 99,2 процента к уровню соответствующего периода 2012 г. Свиней у нас 18,8 млн голов, овец и коз — 23,9 млн, птицы — 494,5 млн.

Экономический рост в российском АПК наблюдался даже во время мирового финансово-экономического кризиса 2009 г. За последние пять лет в животноводстве было построено и модернизировано более 700 объектов для свиноводства, около 400 для птицеводства и 200 для крупного рогатого скота. За этот период производство скота и птицы на убой увеличилось на 36 процентов или на 2,8 млн т в живой массе. Наиболее интенсивное развитие получили птицеводство и свиноводство.

Доля мяса птицы в выполнении целевого индикатора Госпрограммы по производству мяса всех видов составила 75 процентов. Птицеводческие предприятия России в полной мере обеспечивают выполнение Доктрины продовольственной безопасности.

Во многом такие результаты были достигнуты благодаря привлечению инвестиций в отрасль, которые позволили осуществить строительство, реконструкцию и модернизацию предприятий, и повысили продуктивность птицепоголовья и качества продукции.

За последние шесть лет свиноводство в России развивается динамично и перспективно. Отрасль становится современной, технологичной, успешной и привлекательной для инвесторов. В период ее подъема в рамках реализации приоритетного Национального проекта и Госпрограммы в отрасль было привлечено 250 млрд руб. частных инвестиций, что по сути позволило сформировать ее заново. За данный период индустриальное производство свинины выросло более чем в три раза.

Высокий темп производства свинины наблюдался в 2012 г., в целом для свиноводов год завершился весьма успешно: общий рост составил 7,5 процента, а в промышленном свиноводстве — 15 процентов, за 10 месяцев 2012 г. произведено на убой 2,5 млн т в живом весе, что на шесть процентов выше аналогичного показателя 2011г.

Важно отметить, что цены на реализованных свиней, начиная со второго квартала 2012 г., стали снижаться и в первом квартале 2013 г., в среднем цена уменьшилась на 30 процентов.

Сейчас, самая ближайшая задача в животноводстве — успешное завершение зимовки скота, недопущение сброса поголовья и, конечно, создание условий для дальнейшего роста производства.

— С какими макроэкономическими проблемами могут столкнуться российские сельскохозяйственные товаропроизводители в этом году?

— Сейчас одним из основных макроэкономических рисков в АПК  является удорожание материально-технических ресурсов, в частности ГСМ, минеральных удобрений, а так же кормов. В свиноводстве, где доля покупных кормов составляет 40 и более процентов, рост их стоимости на фоне снижения цены реализации свиней может привести к снижению рентабельности, такая же ситуация и в птицеводстве.

— Каковы прогнозы развития сельского хозяйства на 2013 г.? Какие направления будут развиваться активнее, а какие, напротив, медленнее?

— По прогнозным данным, мы предполагаем активно развивать наиболее экономически рентабельные подотрасли животноводства: свиноводство и мясное птицеводство, мясное скотоводство — производство на убой специализированных мясных пород крупного рогатого скота. В 2013 г. производство скота и птицы на убой в живом весе в соответствии с заключенными соглашениями между Минсельхозом России и субъектами РФ в рамках реализации мероприятий Госпрограммы должно составить 11,92 млн т, что на 289 тыс. т больше уровня 2012 г.

Основной прирост обеспечит увеличение производства птицы на 3,5 процента и свиней — на 3,2 процента. Также увеличится производство крупного рогатого скота на 0,4 процента, овец и коз — на 0,5 процента.

Производство молока в 2013 г. должно составить 32,5 млн т, или 101,8 процента к уровню 2012 г. Медленнее в силу объективных причин предполагается развитие молочного скотоводства.

По долгосрочному прогнозу в мясном скотоводстве в 2020 г. поголовье специализированного мясного и помесного скота с 1,99 млн голов возрастет до 3,59 млн голов. Производство высококачественной говядины от специализированного мясного скота в структуре общих объемов говядины составит более 23 процентов по сравнению с 10,8 процента к началу реализации программы.

Производство молока достигнет 38,2 млн т. А рост потребления молока и молочных продуктов на душу населения вырастет с 247 кг до 259 кг.

По прогнозу объемы производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов по большинству видов должны обеспечить питание населения страны по рациональным нормам и достичь пороговых значений показателей, определенных в Доктрине продовольственной безопасности.

— Какие обязательства стран-участниц ВТО по сельскому хозяйству применительно к России вызывают наибольшие затруднения при выполнении?

С присоединением России к ВТО сделан реальный шаг к открытой рыночной экономике. Наша страна, будучи в ВТО, наравне с другими странами – членами ВТО участвует в формировании международных правил торговли. Уже дважды Российская Федерация приняла участие в заседаниях Комитета по сельскому хозяйству ВТО. И получила возможность отстаивать свои интересы в ходе переговоров в рамках Дохараунда. После присоединения к ВТО российским товарам страны-члены ВТО предоставляют национальный режим доступа на внутренний рынок. Хотел бы подчеркнуть важный для нас момент — после многолетних переговоров Евросоюз открыл свой рынок для российских мяса птицы и яиц.

Что касается импорта сельхозпродукции на российский рынок, который стал более открытым, то за четыре месяца членства России в ВТО, оценить негативные последствия в полной мере достаточно сложно. Минсельхозом России постоянно ведется мониторинг объемов и стоимостных показателей производства и импорта чувствительной продукции.

Сейчас невозможно сделать однозначного вывода об увеличении импорта сельхозпродукции в связи со снижением ставок ввозных таможенных пошлин, так как по многим продуктам его рост связан со снижением цен и конъюнктурой мирового рынка.

— Какие мероприятия проводятся для защиты российских аграриев от негативных последствий вступления в ВТО?

— В рамках проводимой работы по применению мер защиты отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей Минсельхозом России направлены предложения по корректировке ставок ввозных таможенных пошлин в отношении свинины и о необходимости увеличения ставки ввозной таможенной пошлины на живых свиней. Сейчас рассматривается вопрос об увеличении ставок ввозных таможенных пошлин на молочную продукцию.

Также прорабатывается вопрос об исключении из перечня товаров, происходящих и ввозимых из наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, мяса и пищевых мясных субпродуктов, в том числе свинины, без привязки к какой-либо стране, а также модернизации предоставления системы тарифных преференций.

Минсельхозом России совместно с федеральными органами исполнительной власти и депутатами Государственной Думы подготовлен ряд законодательных инициатив, направленных на рост конкурентоспособности сельскохозяйственного производства. Принят Федеральный закон, предусматривающий налоговые льготы для сельхозтоваропроизводителей.

На рассмотрении в Госдуме находится законопроект, вносящий поправки в федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», в части определения регионов, находящихся в неблагоприятных условиях развития, в целях их дополнительной поддержки.

Ведется работа над законопроектом «О ветеринарии», определяющим ряд положений, которые позволят обеспечить соответствие системы ветеринарной службы РФ требованиям ВТО, что в свою очередь положительно повлияет на конкурентоспособность российской продукции животного происхождения.

— Как реализуются программы господдержки фермерских хозяйств, направленные на развитие животноводства?

Сегодня фермерство и другие малые формы хозяйствования на селе стали равноправными участниками сельскохозяйственного производства. Им предоставлены те же права и возможности, что и крупным сельскохозяйственным товаропроизводителям.

На фермерские хозяйства распространяются все формы государственной поддержки, предусмотренные законодательством РФ для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемых за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов.

Из федерального бюджета в 2012 г. КФХ предоставлено 8,4 млрд руб. по всем направлениям Госпрограммы; из региональных бюджетов — 3,9 млрд руб. Разница между удельным весом валового производства сельскохозяйственной продукции и удельным весом объема государственной поддержки фермерских хозяйств сокращается.

В 2012г. — удельный вес 8,5 процента, а размер государственной поддержки — 7,68 процента.

По данным Депфинансов Минсельхоза России КФХ в 2012 г. из федерального бюджета получено кредитов и займов по направлениям: инвестиционные кредиты — 13.2 млрд руб.; краткосрочные — 7,6 млрд руб; на развитие малых форм хозяйствования — 30,6 млрд руб.

По направлениям поддержки отдельных направлений отраслей экономики  фермеры получили субсидий на общую сумму 2,7 млрд руб.

Начиная с 2012 г., действуют две ведомственные целевые программы по поддержке начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм. Из федерального бюджета в 2012 г. выделено финансирование на реализацию этих программ 3,5 млрд руб., два млрд руб. для начинающих фермеров и 1,5 млрд руб. на поддержку семейных животноводческих ферм.

По предварительным данным регионов, в 2012 г. поддержано 2992 хозяйства начинающих фермеров и 755 семейных животноводческих ферм.

На селе создано более 11 тыс. новых постоянных рабочих мест. Оказывается государственная поддержка КФХ при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения путем возмещения затрат на проведение кадастровых работ. В 2012 г. на эти цели в 30 регионов направлено 44,5 млн руб.

Минсельхозом России постоянно совершенствуется нормативная правовая база развития малых форм хозяйствования и фермерского сектора.

Одним из основных проблем развития фермерского сектора являлся вопрос определения правового статуса КФХ. Для решения этого вопроса внесены изменения в Федеральный закон «О крестьянском фермерском хозяйстве», которым продлен срок сохранения статуса юридического лица КФХ до первого января 2021 г. Также внесены соответствующие изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, которыми предусматривается предоставление права выбора организации КФХ в виде юридического лица или без образования юридического лица.

Были внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации по освобождению от налогов на доходы физических лиц сумм, полученных главами КФХ — участниками программ поддержки начинающих фермеров и развития семейных ферм в части получаемых ими грантов и единовременной помощи, но и это еще не все, есть и другие положительные моменты в этом направлении.

Александр Леонидович, вы курируете животноводческое направление в федеральном агарном ведомстве . Настоящим бедствием 2011 г. стала африканская чума свиней. Сохраняется ли угроза карантина на сельскохозяйственную продукцию сейчас?

— К сожалению, несмотря на то, что сейчас все вспышки АЧС, возникшие в 2012 г., ликвидированы, а новые очаги болезни с четвертого декабря 2012 г. не регистрировались, угроза распространения этого заболевания сохраняется. Проявлением этого можно считать факты выявления заболевания АЧС среди диких кабанов. В 2013 г. было зафиксировано три таких случая — два в Тверской и один в Ярославской областях.

Циркуляция вируса АЧС среди диких животных является одним из наиболее значимых факторов риска возникновения очагов АЧС среди домашних свиней. А при их возникновении неизбежно вводятся жесткие карантинные меры, направленные на предупреждение распространения возбудителя болезни за пределы первичных очагов инфекции, в том числе за счет ограничений на перемещение продукции животноводства и растениеводства за пределы неблагополучных административных территорий.

Сейчас все очаги АЧС на территории России ликвидированы, однако в ряде регионов  сохраняются ограничения на вывоз свиней, продуктов и сырья, полученных от их убоя, за пределы неблагополучных административных территорий, а также на комплектование хозяйств поголовьем свиней в бывших очагах АЧС и в первой угрожаемой зоне от 5 до 20 км от бывшего очага инфекции.

— По Вашему мнению, почему, африканская чума свиней получила столь широкое распространение?

— Возбудитель АЧС был занесен на территорию России в ноябре 2007 г. дикими кабанами, мигрировавшими с территории сопредельной Грузии. В 2008 г. на юге России сформировалась эндемичная по АЧС зона, в которой случаи заболевания АЧС регистрировались так и среди домашних свиней. В 2010 г. эта зона охватила целиком регионы Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. С 2011 г. в связи с заносом вируса АЧС в ряд регионов Центрального федерального округа эндемичная по АЧС зона формируется в Тверской области, на территории которой сформировались природные очаги этой инфекции.

Среди основных причин широкого распространения инфекции на территории России можно выделить такие, как несоблюдение гражданами  норм и правил содержания животных; неправомерное перемещение продукции свиноводства, живых свиней, сырых продуктов их убоя без ветеринарных сопроводительных документов; скармливание свиньям необезвреженных тепловой обработкой пищевых отходов.

— Какие программы есть по поддержке сельского хозяйства, каково применение и развитие этих программ.

— Вся государственная поддержка сельского хозяйства осуществляется в рамках Госпрограммы, включающей следующие подпрограммы и федеральные целевые программы, которые предусматривают развитие отдельных направлений отрасли, а в совокупности представляют собой комплекс взаимосвязанных мер, направленных на решение наиболее важных текущих и перспективных целей и задач, стоящих перед отраслью. Это подпрограммы:

— «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства»;

— «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства»;

— «Развитие мясного скотоводства»;

— «Поддержка малых форм хозяйствования»;

— «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие»;

— «Обеспечение реализации Государственной программы»;

И федеральные целевые программы:

— «Социальное развитие села до 2013 г.»;

— «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 г. и на период до 2013 г.».

Кроме того, с 2014 г. начнется реализация ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 г. и на период до 2020 г.» и ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 г.».

Дополнительно к мерам поддержки, предусмотренным Государственной программой, принят ряд законодательных инициатив, направленных на повышение конкурентоспособности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей и их защиту.

В целом, отрасль развивается в позитивном ключе. В этом - большая роль наших тружеников села.

 

Популярные статьи