Молочная аналитика
Артем Белов
Беседовал Николай Немчинов
Динамика численности коров молочного производства долгое время была одной из острых проблем в российском сельском хозяйстве. Ситуацию спасает повышающаяся продуктивность. О том, как меняется численность молочного КРС, о перспективах переработки и экспорта, нам рассказал генеральный директор Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Артем Белов.
— Какова динамика поголовья молочного скота в различных категориях хозяйств за последние три года?
— Поголовье коров в хозяйствах всех категорий к началу июля текущего года составило 7,57 млн голов. Это на 2,7% меньше, чем в июле 2023 года. Если говорить о 2021 годе, то тогда поголовье составляло 7,78 млн голов. Мы видим продолжающуюся тенденцию увеличения продуктивности животных при одновременном сокращении поголовья, в первую очередь за счет старых неэффективных комплексов и личных подсобных хозяйств. Кроме того, в ходе селекционно-племенной работы низкопродуктивные животные подвергаются выбраковке.
За десять лет численность коров снизилась на 10,5%, однако рост продуктивности оставшегося стада полностью компенсировал сокращение поголовья. Прирост продуктивности составил 39,3% и достиг 5,4 т на голову в год. Рост продуктивности в сельхозорганизациях был выше, и достиг 80,7%, до 8,2 т на голову в год, в племенных хозяйствах — 9,2 т/гол./год, а в наиболее эффективных хозяйствах продуктивность сегодня превышает 13 т/гол./год — выше средних мировых значений в странах-лидерах по производству молока. Рост продуктивности обусловлен работой над рационами животных, улучшением условий содержания, оптимизацией процессов воспроизводства, а также системной селекционно-племенной работой.
Вновь строящиеся комплексы сегодня комплектуются эффективным продуктивным поголовьем, главным образом, отечественной селекции: по итогам 2023 года доля импортного скота в объеме реализации племенного молодняка КРС молочных пород составила около 13%, в то время как еще пять лет назад достигала 45%.
— Какова на сегодня инвестиционная привлекательность молочной отрасли, что является драйверами ее развития?
— Производство товарного молока в России в 2023 году увеличилось на 38,3% по сравнению с показателем 2013 года и составило 25,8 млн т (+7,15 млн т), в том числе в сельхозорганизациях производство выросло на 49% (+6,4 млн т), до 19,4 млн т. Вместе с тем, валовое производство молока с учетом объемов, производимых в хозяйствах населения и направленных на индивидуальное потребление, увеличилось за десять лет на 13,2% по сравнению с показателем за 2013 год и составило 33,8 млн т (+3,9 млн т), в том числе в сельхозорганизациях — на 43%, до 20,1 млн т.
Столь стремительная динамика в товарном секторе обусловлена, во-первых, растущим спросом на молоко-сырье со стороны молокоперерабатывающих предприятий в условиях освобождения части торговой полки от ранее импортируемых товаров и снижения конкуренции с импортом. Во-вторых — развитием стимулирующих мер государственной поддержки сырьевого сектора молочной отрасли, среди которых можно назвать возмещение части инвестиционных затрат при строительстве/модернизации молочных ферм, субсидирование операционных затрат (субсидия на литр товарного молока), механизм льготного кредитования, адресные меры поддержки участников рынка в экономически сложных условиях — субсидия на корма в 2021 году, дополнительные меры поддержки, в том числе немонетарной, в условиях пандемии 2020–2021 годов и в условиях введения санкций в отношении РФ со стороны недружественных стран в 2022 году, прочие меры.
Сегодня перед сырьевым сектором сохраняется задача дальнейшего наращивания производства товарного молока как для завершения решения задачи импортозамещения, так и для реализации экспортного потенциала отрасли и расширения присутствия российской молочной продукции на мировом рынке. Кроме того, существует высокий потенциал наращивания среднедушевого потребления молочной продукции, для обеспечения которого также необходимо развитие сырьевого сектора.
— Какие крупные молочные проекты были реализованы за последнее время, какие находятся в фазе реализации? Как это скажется на самообеспеченности внутреннего рынка?
— Только за последние семь лет объем инвестиций в молочное скотоводство достиг почти 900 млрд руб., или 26% от общего объема инвестиций в сельское хозяйство, а доход от реализации молока формирует 13% стоимостного объема продукции АПК в целом. Были реализованы сотни проектов, что и позволило так нарастить производство в организованном секторе.
Объем инвестиций в перерабатывающий сектор молочной отрасли за последние десять лет превысил 460 млрд руб. — 17% от общего объема инвестиций в пищевую промышленность со среднегодовым приростом на уровне 9% (в последние пять лет — 5%). При этом основной объем инвестиций, направленных на новое строительство, пришелся на сегмент сыров — некогда один из самых, наряду с сухим цельным и обезжиренным молоком, импортозависимых сегментов молочного рынка. Каждый пятый рубль инвестиций в прошедшем периоде был направлен в развитие производства сыров, всего почти 100 млрд руб. Также значительные объемы средств были направлены в производство мороженого — 37 млрд руб., создание новых и модернизацию действующих мощностей по производству наиболее востребованной и масштабной по объему молочной категории — цельномолочной продукции — 286 млрд руб.
Дальнейшая инвестиционная активность в молочной отрасли должна быть направлена, главным образом, на развитие производства сухих молочных продуктов и сливочного масла. Именно в обозначенных категориях сегодня сохраняется наибольшая зависимость от импортных поставок, и именно эти категории обладают высоким потенциалом экспорта.
— Насколько эффективны, на ваш взгляд, существующие меры государственной поддержки отрасли, нуждаются ли они в корректировке?
— Государственная поддержка за прошедшее десятилетие часто играла решающую роль в принятии решений об инвестировании в молочную отрасль. Объемы этой поддержки ежегодно увеличиваются, и по итогам 2023 года составили около 61 млрд руб. из федерального бюджета, что в 2,5 раза больше, чем в 2013 году.
Ежегодный рост объемов поддержки связан с инфляционными процессами в экономике новых ферм и молокоперерабатывающих предприятий — обслуживание кредитных обязательств становится дороже с каждым годом, и с растущими объемами молочного рынка. Для сравнения: в 2023 году государственные инвестиции в расчете на 1 кг произведенного товарного молока составили 2,4 руб., что на 84,2% больше, чем в 2013 году. Только за счет инфляции затраты на операционную деятельность и инвестиции выросли за тот же период не менее, чем в два раза.
Сегодня с учетом роста ключевой ставки важнейшим вопросом остается именно наполненность этих строк бюджета средствами, финансовое обеспечение всех действующих мер поддержки.
— В какой мере уход с российского рынка ряда иностранных компаний — поставщиков оборудования и технологических решений — сказался на развитии отрасли?
— В 2022 году многие виды оборудования попали под санкции, а целый ряд ведущих мировых производителей технологических решений прекратил прямые поставки оборудования, компонентной базы и запасных частей в Россию. Кроме того, серьезное влияние на молочную индустрию оказали разрывы логистических цепочек, кратное увеличение сроков поставок, а также скачки курса валют и сложности с международными платежами.
Коллапса в индустрии удалось избежать благодаря оперативной реакции игроков рынка и поставщиков оборудования, которые резко нарастили запасы оригинальных запчастей. Это дало запас времени для поиска аналогов и новых поставщиков в дружественных странах, прежде всего в Китае и Турции, а также адаптации схем логистики и платежей в рамках параллельного импорта. Кроме того, огромная работа была проделана по локализации, или переходу на отечественные IT-решения. Сегодня основные проблемы с эксплуатацией, ремонтом и обслуживанием установленного парка оборудования так или иначе решены.
Более сложная ситуация складывается с проектами модернизации и строительства новых мощностей, особенно в части крупных производств, где применяются наиболее высокотехнологичные решения с очень высокими требованиями к производительности и качеству исполнения, надежности и ремонтопригодности. Исторически такие проекты комплектовались оборудованием ведущих мировых поставщиков, конкурировать с которыми в силу разных причин отечественным производителям было проблематично, а освоить производство оборудования такого класса в короткие сроки невозможно.
В России производится широкий спектр пищевого оборудования, но в молочной отрасли есть крайне специфический нюанс — короткие сроки годности продукта, а значит, очень высокие требования к гигиене и надежности исполнения всех технологических решений. Сегодня отечественные производители освоили выпуск наиболее массовых видов оборудования, например, производство емкостного парка, а также способны полностью укомплектовать небольшие и средние по масштабам производства базовых видов молочной продукции. Но высокопроизводительные линии по многим видам продукции пока находятся в разработке. Полностью локализовать все виды высокотехнологичного и высокопроизводительного оборудования в короткие сроки невозможно. Чтобы продолжать работу по локализации оборудования, нужна четкая системная стратегия, прежде всего, по наиболее востребованной компонентной базе, а также долгосрочные меры государственной поддержки.
— Каковы перспективы экспорта молочной продукции, динамика и регионы поставок?
— Экспорт молочной продукции, согласно оценкам Союзмолоко, вырос за десять лет на 69% — с 577 тыс. т в 2013 году до 976 тыс. т в 2023-м. Росту экспорта во многом способствовало изменение вектора развития сектора от импортозамещения к реализации экспортного потенциала. В стоимостном выражении экспорт молочной продукции увеличился на 20,2% — с 372 млн долларов в 2013 году до 447 млн. Помимо трансформации географии экспорта, за последние десять лет на внешние рынки вышли новые продукты, прежде всего, биржевые. Так, экспорт сыров вырос на 53,7% — с 16 до 25 тыс. т, СОМ и СЦМ — на 415,1%, с 4 до 21 тыс. т, сухой сыворотки — на 646,9%, с 3 до 20 тыс. т.
Российские производители не только поставляют свои товары в страны СНГ, но уже сегодня работают над выходом на рынки стран Восточной и Юго-Восточной Азии, Африки, Ближнего Востока. В целом доля стран вне СНГ в структуре молочного экспорта выросла с 7% в 2013 году до 15% в 2023-м. В целом поставки молочной продукции на мировой рынок превышают 1 млн т в молочном эквиваленте.