Техника 1 декабря 2023

Объединить усилия

Объединить усилия

Дмитрий Теплов

директор ООО «Краснокамский ремонтно-механический завод»

Материал подготовлен специалистами ассоциации «Росспецмаш»

Одним из возможных вариантов дальнейшего развития отечественного сельхозмашиностроения многие эксперты называют кластерное производство. Такой подход имеет ряд преимуществ — повышение конкурентоспособности отрасли, формирование технологического и инновационного потенциала и другие.

В перспективности объединения предприятий в кластеры уверен Дмитрий Теплов, директор ООО «Краснокамский ремонтно-механический завод», член совета директоров Ассоциации производителей специализированной техники «Росспецмаш». Он подробнее рассказал о ситуации в отрасли сельхозмашиностроения, ее задачах и перспективах развития.

— Как вы оцениваете ситуацию в данном направлении?

— В первом полугодии 2023 года спрос на сельхозтехнику рос, и рынок увеличился на 15% к прошлому году. Повлиял тренд на импортозамещение. Аграрии стремились выбирать отечественную продукцию, чтобы снизить риски по поставкам запасных частей и сервисному обслуживанию. В то же время темпы роста сдержала падающая рентабельность фермерских хозяйств. Основная ее причина — низкие цены на зерно и молоко за счет уменьшения экспорта при рекордных урожаях. Сельхозпроизводители экономят на технологическом перевооружении. Во втором полугодии 2023 года ситуацию усугубила политика Центрального банка РФ. Повышение ключевой ставки ограничивает средние и крупные предприятия в кредитовании, сокращаются инвестиции в бизнесе.

— Какие вы видите риски в отрасли?

— Около 10 лет назад машиностроители стремились увеличить рыночную долю отечественной техники до 80%. Мы планомерно шли к заданной цифре — в прошлом году достигли показателя в 60%. Однако в текущем году отмечается его падение до 52%, что связано с ростом издержек производства. Так, в 2020 году в три раза подорожал металл, за ним увеличилась стоимость комплектующих и конечного продукта. Все это привело к выходу многих компаний из программы субсидирования и сокращению спроса на продукцию. Например, на наше прицепное оборудование он уменьшился на 30–40%.

К удорожанию российской техники и падению ее конкурентоспособности привели изменения в логистических цепочках поставок и изменение курса доллара. При этом импорт машин из Европы и Азии увеличился в 1,5 раза. Для адаптации производства под запросы рынка наша компания стала выпускать универсальные фронтальные погрузчики для различных типов тракторов из Республики Беларусь, Китая и других стран.

— Какими мерами можно стимулировать производство отечественных специальных машин?

— Расскажу на примере нашего завода. Он оснащен современным оборудованием. В штате работает 290 человек по непрерывному графику в четыре смены. Мы реализуем полный технологический цикл — от обработки металла до выпуска готовой техники. Задействованы все промышленные площади. При этом наше развитие сдерживает низкое качество металла, падение спроса и ограничения в применении финансовых инструментов.

Эффективность малых и средних хозяйств на 70% зависит от производства и заготовки кормов. Для технологического перевооружения нужна грантовая поддержка. Более 10 лет назад органы власти отдельных регионов, в частности Республики Татарстан, Псковской и Кемеровской областей, приняли меры поддержки малых и средних хозяйств и закупили для них 80 комплектов техники для заготовки кормов. При этом сейчас на всю страну идет меньше оборудования, чем раньше на одну область. Другой важный момент заключается в том, что крупные банки не чувствуют потребность государства в новых промышленных помещениях. Так, соответствующую ипотеку сложно получить даже при условии того, что предприятие демонстрирует хорошие финансовые показатели. Процедура займа затягивается до полутора лет, что ограничивает возможности бизнеса в увеличении производства.

— Какие возможности открывает для завода сотрудничество с предприятиями в рамках межрегиональной производственной кооперации?

— Пермский край стал одним из первых регионов, в котором официально зарегистрирован кластер сельскохозяйственного машиностроения. Он объединил производителей сельхозтехники и комплектующих, сервисные центры и дилеров, образовательные и научные учреждения. Кластерное производство стимулирует снижение себестоимости продукции, расширение ассортимента и повышение конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках. Бизнес-сообщество, представлять и координировать которое должна управляющая компания, близкая к государственным органам, будет динамично развиваться. Такова наша перспектива. Пока поддержка оказывается точечно, отдельным предприятиям.

— Как на вашем заводе решается кадровый вопрос?

— На протяжении 10 лет мы сотрудничаем с местным техникумом. В рамках него были открыты две новые специальности и лаборатории, внедрено дуальное обучение, в результате которого за три года мы получаем готового специалиста. Таким способом мы закрываем потребность в сварщиках и операторах ЧПУ.

Наш опыт показал, что российская система образования страдает от дефицита квалифицированных кадров, то есть студентов некому учить. Например, для подготовки оператора ЧПУ нужен специалист, который умеет программировать станки, обслуживать их и настраивать. Такой профессионал на рынке труда получает более 80 тыс. рублей. Техникум же может предложить ему зарплату максимум 25 тыс. рублей. За такие деньги человек, знающий свое дело, не пойдет преподавать. Мы нашли следующий выход: занятия для студентов проводят специалисты завода.

— Каковы ваши прогнозы по развитию отрасли?

— Лучшие российские специалисты разработали математическую модель климата, согласно которой через 20 лет экстремальная жара не позволит вести сельское хозяйство в ряде стран. Обеспечивать мир продовольствием будут Канада, Бразилия и Россия. Таким образом, перед нашей страной встает глобальная задача — прокормить себя и планету. Для этого аграрная отрасль и сельхозмашиностроение должны развиваться уже сейчас. Нужно строить новые транспортно-логистические терминалы, вводить в оборот заброшенные земли, развивать Северный морской путь. Для роста отечественного машиностроения важно обеспечить стабильность цен на металл, бензин, электроэнергию и энергоносители. При реализации всего потенциала мы можем конкурировать с Китаем в технологиях и роботизации.

Популярные статьи