Олег Рогачев, член совета директоров ЗАО "Русагротранс" - Зерновая биржа: создание и работа
Всегда для зернопроизводителей одними из важнейших факторов успешности ведения бизнеса были не рекордные урожаи и максимальные площади посевов зерновых, а возможность выгодно продать зерно и осуществить его перевозку. Сегодня в этом им поможет новая торговая площадка. В начале июня 2015 года было подписано соглашение между ведущими компаниями зерновой отрасли страны о создании площадки для биржевой торговли зерном. По замыслу создателей, эта платформа будет гарантировать наиболее удобный и прозрачный механизм совершения сделок и станет новым стимулом для развития рынка. Об основных принципах работы биржи и преимуществах ее создания, о состоянии зерновой инфраструктуры, а также об ожидаемых объемах экспорта и динамике цен на зерно рассказал Олег Рогачёв, член совета директоров ЗАО «Русагротранс».
— Попытки создания платформы для торговли зерном уже предпринимались, но успех так и не был достигнут. Каковы принципы и механизмы работы новой торговой биржи?
— История организации подобных торговых площадок в нашей стране довольно давняя. Среди предпринимаемых попыток были идеи создания досок объявлений, индикативных бирж и зерновых фьючерсов. Однако все они были скорее виртуальными проектами и не подходили для активной торговли. Дело в том, что в предыдущих проектах не была реализована основная часть — расчет цены, составляющая, связанная с логистикой, перевозкой и оформлением товарных партий. Не было механизмов гарантий исполнения сделки и сроков, инструментов страхования и так далее. Новая зерновая биржа — реальная платформа для формирования предложений и спроса покупателей. Проект реализуется при участии Московской торговой биржи и крупнейших игроков рынка. На специальном ресурсе в одном «биржевом стакане» будут представлены все существующие предложения о продаже товара и заявки на покупки. В случае их совпадения сделка будет совершена. Любой сельхозпроизводитель, присоединившись к этой площадке, может в режиме онлайн заключить соглашение. После этого оно попадает к оператору товарных поставок. До тех пор, пока сделка не будет реализована, то есть до поставки товара, весь контроль над сохранением средств сельхозпроизводителя и обеспечением качества зерна будет лежать именно на операторе. Наша компания в этом проекте выступает как учредитель Национальной логистической организации, которая берет на себя всю работу, связанную с функциями грузоотправителя, доставки товара до места назначения и исполнения сделки между продавцом и покупателем. Также в рамках торговой площадки будут созданы специализированные службы по контролю качества поставляемого зерна, страховые компании, которые возьмут на себя все риски по недоставке товара, его порче или несоблюдению предусмотренных договором объемов поставки. Но кардинальное изменение — зерно наконец-то станет «комодитис», то есть продажа и покупка зерна станет доступна для любого инвестора, а не только для покупателя, который досконально разбирается в технологии организации и оформления соответствующих отгрузок.
— Каковы основные преимущества новой зерновой биржи для сельхозпроизводителей?
— Созданная торговая площадка — несложный инструмент, позволяющий следить за объемами экспорта, перемещением зерна и динамикой цен на этот товар благодаря совершаемым на ней сделкам. Главное преимущество биржи — создание открытого и публичного рынка, на котором каждый может увидеть все лучшие предложения, а также имеет возможность торговать фактическим зерном в условиях реального рынка. Биржа позволяет покупать поставочные форварды с минимальным лотом в одну тонну зерна, а также выбирать пункт доставки товара. Однако логистическая партия составляет 65 т — один вагон. Для аграриев является важным возможность хеджировать перевозки и получать финансовое фондирование под залог товара.
Каждый сельхозпроизводитель, желающий участвовать в торгах, должен пройти простую регистрацию через одного из финансовых брокеров. Подобная схема позволит аграрию уже на начальном этапе участия иметь прибыль в виде процентов скидки и обеспечить себя надежной поддержкой за счет клирингового центра, на который возложены гарантии перед покупателем и продавцом. Все покупки и сделки доступны в режиме онлайн, а комиссия за выдачу логинов символическая, как и на остальных рынках биржи. При этом на новой торговой площадке цены на зерно для сельхозпроизводителей будут выгоднее за счет прозрачности и конкуренции.
— Как создание биржи может повлиять на ситуацию, складывающуюся сегодня в сфере перевозок?
— Каждый участник этого проекта надеется, что все будет складываться в штатном режиме. Благодаря зерновой бирже ожидается улучшение планирования и увеличение объемов перевозок, что положительно отразится на деятельности операторов вагонных парков и позволит им оптимизировать логистику. Чем длиннее горизонт планирования перевозок, тем легче диспетчерским службам оптимизировать перемещение вагонного парка к месту поставки товара. Этот фактор оказывает прямое влияние на доступность и ценообразование доставки грузов.
— Как вы оцениваете состояние имеющейся зерновой инфраструктуры?
— Следует помнить, что инфраструктура — не только транспортировка. Она включает в себя погрузочно-разгрузочные, станционные и портовые операции. В данном случае такой инструмент как биржа поможет повысить ликвидность всей логистической цепи, связанной с торговлей зерном. Это даст профессиональным участникам рынка уверенность в будущих инвестициях, так как по наиболее востребованным точкам будут увеличены объемы перевалки. При этом инфраструктура будет развиваться по принципу наращивания мощностей в обмен на привлекаемые объемы. Поэтому у наиболее крупных предприятий возможно увеличение количества маршрутных отправок, что в целом позитивно скажется на отрасли — снизится нагрузка на сеть и увеличится скорость.
— Несколько лет назад был острый дефицит специализированных вагонов для перевозки зерна. Как сейчас обстоит ситуация с их количеством?
— Сегодня уже достигнут баланс между спросом и предложением на рынке перевозок АПК. Сейчас уже и наша компания, и ряд других логистических организаций могут в полной мере удовлетворить потребности сельхозпроизводителей в вагонах, поэтому дефицита передвижного состава не ожидается.
— Как изменится тарифная политика компании после создания зерновой биржи?
— Тарифы организации стабильны на протяжении многих лет, но зерновая биржа позволит сделать прозрачной всю цепочку ценообразования, что в итоге будет выгодно всем товаропроизводителям.
— Каким образом сельхозпроизводители могут снизить стоимость перевозки зерна или других товаров?
— Самый главный и простой способ снижения стоимости поставки зерна — планирование всех перевозок заранее. В этом случае действует принцип: чем больше партия и чем раньше зарезервирована ее доставка, тем дешевле она обойдется.
— Какое влияние на зерновой рынок и сферу перевозок оказывает новая пошлина на экспорт пшеницы?
— Можно попробовать ответить языком цифр. По официальным данным, за июль-август 2015 года было вывезено пшеницы около 3,72 млн т. В действительности, учитывая временные декларации, экспорт составил порядка пяти миллионов тонн. Данный объем ниже, чем в 2014 году, на 27 процентов, однако он находится на уровне или выше всех предыдущих сезонов. Рекордными темпами вывозится ячмень, несмотря на более низкий валовой сбор — экспорт равен 1,2 млн т, что в 1,5 раза выше 2014 года. Это связано в том числе с тем, что отсутствуют риски по уплате пошлины.
Действующий механизм пошлины скорее не актуален в стабильной макроэкономической ситуации, но когда имеют место колебания валюты, которые мы видим сейчас, именно пошлина ограничивает рост внутренних цен. Девальвация, если она не происходит в экстремальном режиме, как это было в последний месяц, позволит производителям повышать внутренние цены, а экспортерам получать доход. Существуют недостатки с точки зрения исчисления пошлины, которая определяется не в момент заключения сделки, а только когда судно уходит или уже ушло, и оформляется постоянная декларация вместо временной, то есть спустя весьма длительное время после заключения сделки и на основе контрактной цены, которая берется по прошлым периодам. Однако подобные вопросы решаются при активном участии Министерства сельского хозяйства РФ.
— Каковы прогнозы по объему экспорта в этом году и ценам на зерно?
— В 2015 году при благоприятных прогнозах ожидается урожай зерновых на уровне 100–102 млн т. В этом случае экспортный потенциал следует оценивать в 28–31 млн т. Также сейчас наблюдается тенденция роста мировых цен на зерно, которая, по прогнозам экспертов, продолжится.
— Какие дополнительные меры поддержки и стимулирования необходимы сегодня сфере перевозок и зерновой отрасли?
— Сегодня государство должно взять на себя ответственность за стабилизацию рынка и вселить уверенность, что весь собранный урожай аграрий сможет реализовать по лучшей цене в необходимое время, а также создать предпосылки для инвестиций в агротехнологии и инфраструктуру. Если рынок в течение нескольких лет будет стабилен, что государству по силам организовать, то этот фактор и станет наилучшим стимулом для вложения как краткосрочных, так и долгосрочных инвестиций. Зерновая отрасль обладает огромными ресурсами и постоянно демонстрирует хорошую доходность, в отличие от других секторов сельского хозяйства. Поэтому стабилизация этого рынка — необходимое как для компаний, так и для сельхозпроизводителей действие со стороны государства.
Беседовала Анастасия Кирьянова