Растениеводство 22 июня 2022

Развитие в кооперации

Развитие в кооперации

Иван Бабухадзе

директор Союза независимых сетей России

Беседовали Галина Шальнова и Надежда Киндеева

Сегодня в Союз независимых сетей России (СНСР) входят 40 торговых сетей из 8 федеральных округов и 30 регионов. Общее число магазинов в Союзе составляет более 4000, где трудятся 250 тыс. сотрудников, и куда ежедневно приходят 6 млн покупателей. Суммарный торговый оборот членов СНСР составляет 480 млрд руб. в год. Объединение региональных ритейлеров продолжает стремительно развиваться: рост числа сетей за 2021 год составляет 10%, а за 2022 год число магазинов увеличилось на 15%. Важнейшим направлением Союз считает обеспечение продовольственной безопасности на всей территории РФ. Иван Бабухадзе, директор Союза независимых сетей России, рассказал, как этому способствуют региональные компании и какие основные направления необходимо развивать для этого.

— Расскажите, пожалуйста, о Союзе независимых сетей России, какие задачи он решает в текущих экономических условиях?

— Союз независимых сетей России — по-настоящему единственная ассоциация, объединяющая региональный ритейл, с географией покрытия от Калининграда до Камчатки. Основной целью нашего Союза является обеспечение продовольственной безопасности на всей территории России. По большей части это касается труднодоступных и удаленных регионов России, где нет развития крупных федеральных сетей, а это приблизительно 25% рынка. Наши союзники во многих регионах держат лидирующие позиции по сельхозпроизводству и переработке продукции. Союз является локомотивом для развития местных сельскохозяйственных производителей и локальных фермерских хозяйств, а также переработчиков, развивающихся в регионах России. Более 60% товаров в некоторых категориях на полках магазинов наших союзников составляет продукция локальных производителей.

Нашей задачей на текущий год является выход на вертикально интегрированные направления, например, так, как это реализовано на протяжении последних шести лет у компании «Раздолье» в Пензенской области. Наш союзник развивает вертикальную интеграцию с поля на полку «борщового набора». Имеет собственные поля для выращивания, склады длительного хранения и цеха переработки. АПК «Раздолье» хранит 36 тыс. т различной продукции, что позволяет от сезона к сезону полностью обеспечить свою торговую сеть «борщовым набором». Наличие данного АПК дает союзникам возможность покупать свой собственный, российский картофель в межсезонье, когда начинается поиск аналогов в этой категории.

Союз НСР обсуждает с Министерством промышленности и торговли и Министерством сельского хозяйства возможность масштабирования проекта «Раздолье» в 10 регионах нашей страны, где союзники так или иначе связаны с развитием сельского хозяйства. В данных регионах будет рассмотрена возможность строительства АПК полного цикла (переработка, длительное хранение и логистика). В этой части мы наблюдаем кооперацию с мелкими ЛПХ и фермерами, для возможности собрать у них категорию необходимых товаров и затем через собственные структуры обеспечить ее доставку в магазины. Это позволит прийти к прозрачной и честной цене для нашего потребителя, к чему мы и стремимся.

Взаимодействие Союза с органами федеральной исполнительной власти позволяет нам находить и вырабатывать эффективные инструменты для решения непростых задач развития регионального ритейла в сложной экономической обстановке.

Нашим куратором является Министерство промышленности и торговли, и текущие вопросы мы эффективно решаем в еженедельных совещаниях под руководством заместителя министра Виктора Евтухова.

— Союз независимых сетей помогает региональным розничным сетям развиваться. Может ли стать участником совсем маленькая компания, которая только начала свой путь?

— Развитие региональной розницы является идеологией нашего Союза. Внутри Союза происходит обмен лучшими практиками. У нас есть и крупные, и небольшие компании, которые получают опыт абсолютно бесплатно, находясь внутри Союза в партнерских отношениях. Дорогостоящее программное обеспечение мелкие компании могут получить с достаточно серьезным дисконтом.

Мы запустили проект партнерство-кооперацию с локальными фермерами, сельхозпроизводителями и переработчиками. В рамках данной кооперации Союз, безусловно, будет рад каждому, кто хочет с нами сотрудничать.

В настоящее время многие ритейлеры заняты реорганизацией тех или иных направлений, так как многие привычные поставщики ушли с рынка. Происходит, как я называю, «западозамещение», и это отличная возможность у многих производителей выйти за пределы своего региона, развивая производство в направлении продуктов питания для обеспечения потребителя РФ товаром отечественного производства. Поэтому мы активно работаем в этом направлении.

— С каким препятствиями на пути к развитию сталкиваются сегодня небольшие розничные сети?

— Основным моментом для нас всегда была проблема ценообразования крупных федеральных поставщиков по отношению к нам. Мы видели разницу приблизительно 10-15% по разным категориям, и добиться справедливой цены у нас, к сожалению, не получалось. Как раз наступил тот момент, когда какие-то известные молочные или мясные компании могут быть замещены на наших полках, в том числе теми производителями, которые будут активно развиваться в регионах страны.

Наша программа кооперации с региональными производителями позволяет многим мелким компаниям выйти за рамки своего региона и дать возможность российскому потребителю попробовать свою продукцию на территории других областей. Направление кооперация с производителями несет приоритетный характер для нашего Союза, что будет являться активной заменой уходящих западных компаний в различных категориях.

— Как вы, со стороны ритейла, можете оценить сегодняшнюю ситуацию в тепличной отрасли?

— Экспертное мнение Союза говорит о том, что в стране недостаточное количество агропромышленных комплексов полного цикла, которые бы включали в себя переработку, хранение и логистические услуги.

Тепличные хозяйства также являются необходимым условием для сокращения логистических цепочек и, как следствие, комфортной цены на полке для конечного потребителя.

Считаем, что тепличные хозяйства просто необходимо развивать в регионах нашей страны, это позволит удешевить логистику, и, как следствие, цену для конечного потребителя.

Я сам родился в Республике Саха (Якутия), и не помню дня, чтобы у нас был недостаток овощей из тепличных хозяйств. Развитие этой отрасли необходимо, особенно в труднодоступных регионах, где нет возможности поставлять свежие овощи и зелень. Потребитель имеет право приобретать свежую настоящую продукцию ежедневно. Но тепличных комплексов полного цикла в удаленных районах страны сегодня не хватает, чтобы покрыть потребность нашего населения. Предприятия защищенного грунта призваны обеспечить продовольственную безопасность на всей территории нашей страны.

Проблемы тепличной отрасли и их решения, практические вопросы выращивания и сбыта овощной продукции будут обсуждаться 23 июня 2022 года в Москве на сельскохозяйственном форуме «Тепличная отрасль». На форуме вы сможете лично задать свои вопросы Ивану Бабухадзе, директору Союза независимых сетей России, который будет одним из спикеров мероприятия.

Подробности и регистрация на сайте — https://greenhouseforum.ru/

Популярные статьи