Техника 14 октября 2020

В новых условиях

В новых условиях

Станислав Кедик

генеральный директор ЗАО «Рубцовский завод запасных частей» (ОК «Алмаз»)

Текущий год выдался сложным практически для всех отраслей сельского хозяйства России. Пандемия коронавируса не обошла стороной сферу сельхозмашиностроения, внеся свои коррективы в процесс производства и продаж новых агрегатов. Однако заводы продолжают работать в штатном режиме и представлять на выставках свои новинки.

Производство сельскохозяйственной техники стало одним из тех секторов агропромышленного комплекса, который всерьез не затронули противоэпидемиологические меры. В итоге предприятия не только выпускают проверенные модели машин, но и воплощают в жизнь новые конструкторские разработки. Очевидно, что полевые работы не могут останавливаться, ведь под угрозой находится продовольственная безопасность страны. Каким образом в сложившихся условиях работают машиностроители, поведал Станислав Кедик, генеральный директор ЗАО «Рубцовский завод запасных частей» (ОК «Алмаз»).

— Расскажите подробнее о компании. Какова ее структура, какие подразделения входят в состав?

— Сегодня ОК «Алмаз» представляет собой объединение четырех крупных алтайских предприятий сельхозмашиностроительной сферы. На 65 тыс. кв. м его производственных площадей изготавливается 7,2 млн единиц запасных частей в год — более 300 наименований, и свыше 3000 машин, представленных 55 моделями. ЗАО «Рубцовский завод запасных частей» входит в состав ОК «Алмаз», его специализация — производство почвообрабатывающих орудий и запасных частей. Еще одна компания объединения — АО «Алтайский научно-исследовательский институт технологии машиностроения», входящее в число старейших профильных предприятий в регионе. В ассортименте его продукции — зубовые и тяжелые дисковые бороны, культиваторы и более 30 наименований запасных частей. Оба предприятия состоят в российской ассоциации производителей спецтехники «Росспецмаш». Основанная в 1948 году компания «Рубцовский проектно-конструкторский технологический институт» является ответственным за проектирование и запуск в производство техники и компонентов к ней, а созданное в 2010 году ООО «Торговый дом “Алмаз”» занимается сбытом почвообрабатывающих орудий.

— Весной в нашей стране и во всем мире были введены жесткие противоэпидемио­логические меры вплоть до закрытия границ и остановки крупных предприятий. Каким образом вас коснулась эта глобальная проблема? Какие решения были предприняты для сохранения объемов производства?

— К счастью, ни одно из предприятий, входящих в ОК «Алмаз», не попало под вышеназванные ограничения, однако пришлось ввести необходимые корректировки для выполнения предписаний Роспотребнадзора. Компании по-прежнему строго выполняют санитарные нормативы. Меры непростые и вынужденные, но руководство организаций и персонал с пониманием относятся к ним. Новая реальность вошла на завод в виде санитайзеров и бесконтактных термометров, встречающих сотрудников на проходной, масочного режима, до сих пор действующего на производственной площадке, и различных дезинфицирующих мероприятий. Машиностроительный завод по определению является территорией повышенной опасности, поэтому техника безопасности строго соблюдается.

ок алмаз

Несмотря на такие сложные условия, оте­чественное сельхозмашиностроение все равно показало положительную динамику во втором и третьем квартале этого года, чему способствовали, по моему мнению, два фактора. Прежде всего, растет покупательная способность сельхозпроизводителей, чья продукция пользуется большим экспортным спросом. Данный фактор напрямую отражается на увеличении продаж техники, выпускаемой нашим заводом. Также отмечаем положительные моменты в господдержке: «Росагролизинг» сформировал выгодное антикризисное предложение и достойно обеспечивал функционирование рынка и отрасли. Кроме того, перед началом пандемии произошел существенный рост курса иностранных валют по отношению к рублю, что сыграло в пользу российских производителей, получивших дополнительное конкурентное преимущество перед зарубежными компаниями. В итоге аграрии стали больше склоняться к приобретению отечественных машин. Примерно такую же ситуацию мы наблюдали 5–6 лет назад, когда после введения эмбарго был запущен мощный процесс импортозамещения. Считаем, что мы достойно прошли этот непростой для любой компании период, и нам не пришлось сокращать персонал и приостанавливать операционную деятельность.

— С началом активных полевых работ вы были вместе со своими клиентами. Какие новинки увидели аграрии в посевную кампанию?

— К серийному производству готовятся новые виды механических сеялок с шириной захвата 5,4 и 6 м — весной они успешно прошли полевые испытания. Помимо этого, «Алмаз» выпустил культиватор «Алтай КСУ-15», который уже принял участие в весенней посевной кампании 2020 года. Можно отметить новый оборотный плуг с рессорной защитой, не имеющий аналогов среди российских производителей. Данный мощный агрегат, предназначенный для работы на каменистой почве, с блеском прошел полевые испытания в предгорье Алтая.

На заводе работа по модернизации самых продаваемых моделей почвообрабатывающей техники никогда не останавливается, поскольку мы реагируем на все получаемые отзывы и предложения. Например, в наши агрегаты все больше проникают цифровые технологии. Так, новые сеялки, производимые на предприятии, снабжены интеллектуальной системой, контролирующей движение машины, работу высевающих аппаратов и позволяющей корректировать технологический процесс при ошибках. Такие решения помогают сократить потери семенного материала, повысить урожайность и качество сельхозпродукции. Кроме того, эти сеялки можно использовать при высеве разных культур — от мелкозернистых до бобовых — через сошник из одного бункера.

— Какие разработки презентует ваша компания на российской выставке сельхозтехники «Агросалон»?

— Мы впервые представляем широкой публике новую борону-мульчировщик «Pulsar БМ-7». Данное универсальное орудие может быть использовано в течение всего аграрного сезона: весной — для закрытия влаги и выравнивания поверхности после пахоты, летом — для обработки паров, а осенью — для лущения стерни и заделки удобрений. Все операции осуществляются на высоких скоростях — до 15 км/ч, что значительно сокращает и экономит время. Рабочая ширина захвата техники составляет семь метров, глубина обработки — до 12 см. Борона-мульчировщик агрегатируется с тракторами от 250 л. с., например К-701, К-5 и К-7, а также со многими зарубежными машинами — серией 8R от John Deere, Axion от Claas и другими. Целевой аудиторией орудия станут как небольшие фермерские хозяйства, ценящие универсальность и имеющие соответствующий парк тракторов, так и крупные предприятия, учитывающие при выборе качество и скорость выполнения операций.

станислав кедик

— Сегодня многие выставочные площадки сталкиваются с ограничениями по посещению мероприятий, которые являются традиционным местом для покупки машин. Как вы преодолеваете данные сложности?

— Соглашусь с тем, что проблема является серьезной, ведь нередко прицепная сельхозтехника продается «лицом к лицу», когда покупатель может лично удостовериться в качестве товара, увидеть его вживую и ознакомиться с результатами, например, обработки почвы во время демонстрационного показа в поле. Выставки и прочие мероприятия являются лучшими способами продвижения машин. К сожалению, многие крупные Дни поля и экспозиции были отменены, и нам пришлось искать другие пути общения с аграриями. Выход мы нашли в проведении региональными дилерами более мелких мероприятий с небольшим количеством участников, чтобы соблюсти все требования Роспотребнадзора. Значимую роль играют современные технологии коммуникаций, которые позволяют дистанционно совершать презентации для неограниченного числа людей. Мы наблюдаем, как глобальные лидеры сельхозмашиностроения также идут по этому пути. Помимо этого, проводим виртуальные экскурсии по нашим заводам, ведь аграриям действительно важно увидеть место, где собирается техника, и узнать, по каким высоким стандартам и на каком современном оборудовании работают наши специалисты.

— Каким образом организована дистрибуция техники? Насколько велика география продаж?

— Наша дилерская сеть распространяется на 65 регионов России. Одним из последних субъектов, вошедших в нее, стала Республика Дагестан, где большим успехом пользуется почвообрабатывающая техника для сложных условий работы на каменистой почве. Экспортные поставки осуществляются в страны СНГ: Казахстан, Азербайджан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Белоруссию и Молдову. Дилерская сеть в полном объеме обеспечивает дальнейшее сопровождение машин, осуществляя качественное сервисное и постгарантийное обслуживание. В каждом региональном центре имеются специальные бригады, которые решают практически весь спектр вопросов, возникающих у сельхозпроизводителей по нашим агрегатам. Специалисты дилеров имеют необходимый инструментарий и оборудование, что дает возможность осуществлять сервис прямо в поле, то есть без отрыва машины от локации производства.

— Одной из острых проблем высокотехнологичных производств является дефицит кадров. Испытываете ли вы трудности в этой сфере?

— Объединение компаний «Алмаз» активно развивается и стремится выстроить всю производственную цепочку по мировым стандартам, что требует соответствующих кадровых ресурсов. Мы растем, поэтому нам постоянно нужны квалифицированные специалисты: инженеры, конструкторы и технологи. При этом свободные вакансии всегда присутствуют. Например, в начале этого года мы запустили новый литейный комплекс на нашем заводе, за счет чего появилось более 150 новых рабочих мест. Мы уделяем повышенное внимание внутрикорпоративному обучению, поскольку в технологических цепочках используется современное компьютеризированное оборудование, и прежнего опыта работы на традиционных станках сотрудникам будет не хватать. На заводах созданы учебные классы и сформирована система наставничества, что позволяет готовить кадры с учетом нашей специфики.

рубцовский завод запасных частей

В прошлом году ЗАО «Рубцовский завод запасных частей» вошел в нацпроект «Производительность труда и поддержка занятости». Спустя полгода нашей компании удалось перевыполнить целевые показатели программы и повысить производительность труда при производстве плугов на 36%. За счет оптимизации процессов сократилось время сборки одного орудия, снизился объем запасов незавершенного производства, а выработка на каждого сотрудника выросла. Такие результаты стали возможными благодаря рациональной организации рабочих площадей и дозагрузке оборудования.

— Вы упомянули о новом литейном комплексе, запущенном на вашем заводе. Какова его мощность, и почему нельзя было, например, осуществлять операции на сторонних предприятиях?

— Литье, вернее, комплектующие из него, является постоянно требующимся ресурсом для производства любой сельхозтехники. Действительно, раньше мы приобретали детали у других организаций, в том числе за пределами нашего региона. Такие закупки оказывались невыгодными, поэтому мы решили организовать собственное современное литейное производство. Для него было реконструировано здание бывшего завода автотракторного электрооборудования. Мы закупили и разместили современные установки как импортных, так и российских компаний. Мощность комплекса составляет более 4500 т литья в год. С нуля был сформирован полный технологический цикл — от подготовки чертежей, изготовления модельной оснастки до организации массового выпуска изделий.

— Пожалуй, самый острый вопрос для любой российской компании — конкуренция на внешних рынках. Как вы ее оцениваете?

— Я уверен, что алтайские машины достаточно конкурентоспособны прежде всего на отечественном рынке сельхозтехники. Мы прекрасно знаем, насколько требовательными и искушенными являются наши аграрии — они действительно умеют считать деньги. Достаточно ярко данная особенность наблюдается в вопросе приобретения самой дорогой части активов — аграрных машин, которые должны работать как можно дольше без поломок на больших объемах и скоростях.

Российским сельхозпроизводителям важно, чтобы показатели нашей почвообрабатывающей техники не уступали зарубежным образцам при более низкой стоимости. Подобные требования и желания все время держат нас в состоянии высокого производственного тонуса. Для нас неприемлемы другие варианты развития, кроме нахождения в постоянном движении, создания и внедрения инноваций, модернизации уже существующих технологий и введения новых. В итоге давление конкуренции с глобальными игроками и внутреннего спроса определяет наши высокие возможности на внешних рынках. Основные направления экспорта пока определяются географией: республики Средней Азии, в частности Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Монголия. Однако мы уже располагаем успешными контрактами со странами Восточной Европы, например с Молдовой.

По моему мнению, единственная возможность выиграть у лидеров мирового сельхозмашиностроения на нашем локальном рынке — создать такое предложение для агропромышленного комплекса, которое бы имело максимальное число положительных потребительских свойств и соответствовало финансовым возможностям российских сельхозпроизводителей. Именно такие предложения мы разрабатываем и продвигаем.

Популярные статьи