Вертикальное фермерство
Евгений Шапкин
Беседовала Анастасия Кирьянова
Во многих странах мира вертикальное фермерство пользуется популярностью, ведь оно обладает рядом выгодных преимуществ. Для таких производств не требуются большие площадь и штат сотрудников, в них используется гораздо меньшие объемы воды и электричества, а продуктивность остается высокой.
Несмотря на обозначенные особенности, вертикальное фермерство пока не получило столь широкого применения в России. В связи с этим опыт уже функционирующих и успешных предприятий можно назвать наиболее ценным. Евгений Шапкин, глава КФХ, директор компании «Зелёныч», подробно рассказал, с чего начинал свою работу, каким образом организовал производство и сбыт продукции, а также с какими трудностями пришлось столкнуться.
— Как вы пришли к идее фермерства? Почему выбрали это направление?
— Еще 10 лет назад я построил дом и переехал жить в деревню, точнее в чистое поле недалеко от нее. С детства огород не очень меня привлекал, но желание иметь на столе свою зелень присутствовало. Заказал с известного китайского сайта несколько установок, оборудовал в цокольном этаже небольшое пространство и пару лет экспериментировал. Стоит сказать, что салаты отлично росли. Потом увидел вертикальные установки и собрал первый вариант на канализационных трубах. Мне понравилась компактность и удобство обслуживания такого устройства. На нем выращивал салаты, огурцы, томаты, землянику. Впоследствии я усовершенствовал конструкцию, разработал модульную структуру и попробовал напечатать на 3D-принтере. Все заработало.
— Насколько трудно было организовать производство? Какова примерная стоимость квадратного метра подобного комплекса?
— Основная сложность заключалась в отсутствии опыта. Все достижения — результат набитых шишек и ошибок. Общие вложения в проект за три года достигли трех миллионов рублей. Теперь же при наличии опыта для старта хватит 500–600 тыс. рублей. Стоимость оборудования на квадратный метр, что составляет минимум 176 посадочных мест, варьирует в пределах 60–80 тыс. рублей.
— Какие установки применяются для выращивания культур? В чем заключается их особенность?
— Все оборудование мы производим самостоятельно. Вертикальные линии любой высоты состоят из унифицированных модулей и собираются как конструктор. Мы используем 11 уровней, что удобно для обслуживания. При выращивании применяются технологии гидро- и аэропоники. Все важные процессы и показатели, в том числе освещение, полив, климат в помещении, контролирует программа автоматического управления, разработанная на базе открытой системы умного дома. Все можно регулировать через чат-бот в Telegram.
— Почему были выбраны именно вертикальные установки? Многие отдают предпочтение горизонтальным вариантам. В чем преимущество?
— Можно сказать, мы исходили из ситуации. Место для проведения опытов было сильно ограничено, поэтому возникла идея именно вертикальных установок. После успешных экспериментов пришло понимание, что в условиях рискованного земледелия, особенно в северных регионах, действеннее не ловить редкие лучи солнца, а использовать искусственное освещение в теплоэффективном помещении. Кроме того, вертикальная установка позволяет на одном квадратном метре выращивать свыше сотни растений, что удобно для обслуживания сотрудником среднего роста. При применении подъемного оборудования высота не ограничивается.
— Каких успехов уже удалось достичь? Какие культуры возделываются? Какова урожайность?
— Меньше года назад мы начали поставлять продукцию в розничные сети города, рестораны и производителям питания. Сейчас мы выращиваем руколу, пак-чой, мизуну, мангольд, базилик зеленый и фиолетовый, салаты — листовой, романо, фриллис. У нас успешно растут кейл, мелисса, мята, кинза, петрушка и укроп. Средний срок выращивания на линии составляет 28–35 дней. За один цикл удается собрать около 14 тыс. кустов. На установках используем обычные семена, в основном отечественных производителей. При этом мы выбираем культуры, адаптированные для проточных систем.
— Каким образом на предприятии организован контроль качества производимой продукции? Какие способы применяются для защиты растений?
— Качество достигается в первую очередь за счет отсутствия пестицидов в технологии. Кроме того, закрытое помещение с контролируемым климатом снижает вероятность стрессов у растений. Для защиты, точнее с целью ускорения вегетации, используем биопрепараты на основе симбиотических организмов — бактерий и грибов. Такое решение позволяет снизить до нуля необходимость обновления растворов и стимулирует корнеобразование. Для защиты от насекомых применяем стандартные методы — сетки и ловушки. Конечно, вредители появляются, но масштаб не сопоставим с открытым грунтом.
— Каковы уровень себестоимости продукции при ее выращивании по данной технологии и рентабельность бизнеса?
— Последний показатель начинается от 100%. Спрос на качественную и, самое главное, свежую зеленную продукцию растет. Покупатель уже осознанно начинает выбирать именно категорию фреш, предпочитая ее немного увядшей зелени из больших магазинов, привезенной издалека.
— Каким образом был реализован сбыт? С какими сложностями пришлось столкнуться при решении данного вопроса?
— Мы много времени потратили на общение с местными торговыми сетями, причем далеко не со всеми удалось договориться. Кафе и рестораны тоже имеют свою специфику — им проще заказать в крупном оптово-розничном продовольственном центре весь необходимый объем, даже если у нас цена выгоднее. Когда же удается достигнуть понимания насчет качества и свежести, притом что клиенты ориентированы в этом направлении, нам сразу идут навстречу. Также мы реализовали удачный проект. Непосредственно на площадке производителя правильного питания установили три наши линии и провели обучение сотрудников. В итоге компания собирает уже третий урожай.
Идеальный для нас вариант — договор с покупателем и выращивание продукции именно под его заказ. При этом мы гарантируем поставку в течение всего года. Недавно на нас вышла компания «Тандер». Сейчас пытаемся договориться с ней о прямых поставках в магазины — важно полностью исключить любые перевалочные работы. Схема простая: с утра собрали и упаковали урожай, в обед он уже находится в магазине, а вечером — на столе.
— Насколько выгодно возведение таких комплексов в других регионах страны и почему?
— По моему мнению, наша технология очень перспективна для различных субъектов, начиная с тех, что располагаются в средней полосе России, и заканчивая северными территориями. В идеальном варианте каждый комплекс мощностью 30–50 тыс. кустов в месяц может обеспечить потребности населения в свежей зеленной продукции в радиусе не более 15–30 км.
— Каковы планы дальнейшего развития компании? Какие проекты предполагается реализовать в ближайшие годы?
— У нас очень много планов. Прежде всего, мы хотим увеличить в 3–5 раз мощности по выращиванию зеленных культур, стабилизировать ассортимент и повысить плановость посевов, усовершенствовать технологии производства и оборудование, а также запустить несколько подобных проектов в других регионах страны. Также будем дальше наращивать продажи нашей продукции под собственным брендом в областном и районном центрах. В целом хотим сильнее развивать идею вертикального выращивания, чтобы все больше жителей страны имели доступ к качественной свежей зеленной продукции.