Животноводство Птицеводство Растениеводство 10 января 2022

Во главе угла — человек

Во главе угла — человек

Светлана Барсукова

генеральный директор АО «Агросила»

Декабрь — время подведения итогов не самого простого года для сельхозпроизводителей, независимо от величины и формы собственности. Светлана Барсукова, генеральный директор АО «Агросила», одного из крупнейших агрохолдингов России, рассказала «Журналу Агробизнес» о предварительных итогах работы компании в 2021 году, внедряемых инновациях и проблемах качества продукции и окружающей среды.

— Наступает время подведения итогов года и хотелось бы задать немного «откровенный» вопрос. Не могли бы вы сейчас отметить «верхнюю» и «нижнюю» точки работы холдинга? Другими словами, самый большой прорыв года и, может, главную неудачу года?

— Парацельс однажды сказал, что одно и то же вещество в определенной пропорции является и лекарством и ядом. С этой точки зрения мы и рассматриваем неудачи. С одной стороны, неудачей является невыполнение производственных показателей, которые были запланированы в этом году по растениеводству. Это связано с тем, что аномальные погодные условия сложились на территории Республики Татарстан в 2021 году, и было даже введено чрезвычайное положение по засухе. С другой стороны, данная ситуация позволила еще раз доказать, что постоянное и неукоснительное выполнение технологических операций дают результат даже в такой аномальный год. Холдинг «Агросила» уже четыре года выдерживает четырехпольный севооборот, производит все технологические операции, в том числе внесение минеральных удобрений, обработки и так далее. И 2021 год показал, что это дает результат. Ну и все познается в сравнении конечно. К примеру, если говорить об озимой пшенице, то наш план был 45 ц/га, а было получено 22,5 ц/га. Но при этом другие сельхозпроизводители получили еще меньшую урожайность. Думаю, нельзя однозначно назвать это неудачами. Повторюсь, это позволило определить важность выполнения тех технологий земледелия, которые приняты нами в качестве векторов развития.

Если говорить о ярких моментах и достижениях уходящего года, то прежде всего отмечу введение в эксплуатацию первой очереди мегафермы МТК «Азнакай» на 2000 голов дойного стада. В настоящее время комплекс работает в штатном режиме, совершенствуя рабочие процессы. Также начато строительство второй очереди, которая планируется к вводу в августе-сентябре 2022 года.

Также необходимо отметить, как новый вызов и удачу, развитие реализации нашей продукции на электронных площадках. Онлайн-продажи имеют большую тенденцию к росту с 2020 года. С тех пор мы увеличили продажи на электронных площадках в 11 раз и планируем дальше развиваться в этом направлении.

— Ваша компания — один из российских лидеров в традиционных отраслях АПК (животноводство и птицеводство, производство сахара и масличных). Не планируете заняться освоением новых для себя секторов?

— В настоящий момент земельный банк холдинга «Агросила» составляет 324 000 га, и мы планируем его расширять за счет приобретения новых площадей для своего дальнейшего развития. Кроме того, начинаем активную реструктуризацию самого земельного банка для эффективного использования.

Не секрет, что все предприятия, в том числе агропромышленного комплекса, идут именно в сторону увеличения производительности труда и экономического эффекта, который должен быть получен от результатов выполнения рабочих процессов, а не просто к бездумному расширению и увеличению активов. Но все-таки мы планируем развиваться в трех направлениях: наращивание земельного банка, его реструктуризация и эффективность использования.

С моей точки зрения каждый должен профессионально заниматься тем, что он умеет делать лучше всего. В «Агросиле» имеются определенные компетенции и профессиональные навыки, поэтому мы предпочитаем развиваться именно в этих указанных направлениях. Здесь мы являемся профессионалами и можем показать тот результат, который предусмотрен стратегией развития компании. Поэтому идти в кардинально новые направления мы пока не собираемся.

— Потребители продуктов питания всерьез озабочены ростом цен. Играю свою роль заметное удорожание ГСМ, средств защиты растений, удобрений и т.п. Как холдинг «Агросила» минимизирует такие негативные факторы?

— Мы безусловно в этом направлении работаем: это и управление качеством продукции, и оптимизация производственных процессов, сокращение или оптимизация определенных статей затрат, которые влияют на себестоимость конечной продукции. Без этих действий сохранить цены в рыночных тенденциях было бы достаточно сложно. К тому же наш холдинг производит определенный набор социально значимых продуктов, и мы больше других обязаны смотреть на организацию структуры своей себестоимости для того, чтобы производить качественный продукт по приемлемой цене. В итоге все упирается в управление бизнес-процессами на предприятии. Нам в определенной степени, наверное, легче. «Агросила» является вертикально интегрированным холдингом и видит себестоимость цепи производства продукции от производства семенного материала и до конечного продукта. На всю эту цепочку в оперативном порядке можно влиять.

Если говорить о конкретном примере, то в случае с растениеводством оптимизировать себестоимость стало возможным через сокращение количества зерна, хранимого в сторонних элеваторах. Для этого мы приобрели соответствующее оборудование и рукава для оперативного хранения зерна в поле до определенных положительных температур. Здесь происходит экономия на логистике перевозки и работе элеваторов, дополнительно увеличивается отгрузка при реализации зерна сторонним потребителям. Все это позволяет оптимизировать производственный процесс и влиять на стоимость зерна, которое производится в нашем холдинге. Стоимость зерна, в свою очередь, влияет на цену комбикорма для птицы, который используется для выращивания поголовья, запланированного нашей рабочей программой.

— «Агросила» постоянно внедряет инновации в производство своей продукции, активно сотрудничая с учеными и разработчиками. Что в этом плане запланировано на 2022 год?

— На заседании совета директоров «Агросилы» было принято решение о создании Комитета по инновациям, который будет заниматься изучением проектов с экспертной точки зрения и последующим их внедрением в течении года на предприятиях нашего холдинга.

Если говорить о конкретных проектах, то в настоящее время мы работаем над выращиванием собственных штаммов стартовых культур для производства готовой продукции по овощеводческому направлению. Это позволит нам управлять качеством этой продукции, получать постоянно одинаковый вкус, то есть стандартизировать процесс производства и улучшить качество продукции для конечного потребителя.

Кроме того, мы продолжим работу с Казанским федеральным университетом в плане исследований по дальнейшей переработке и созданию органического удобрения из нашего сырья (птичий помет и навоз). С университетом планируется совместное исследование по карбоновым полигонам, сейчас изучаются возможности нашего холдинга, у нас есть производственные площадки, где могут быть произведены определенные опыты.

Также в холдинге прорабатываются возможности оптимизации процесса выращивания на птицеводческом направлении. Идет работа по составлению новой программы кормления для птицы для сокращения срока откорма до 37 дней и получения определенного экономического эффекта.

Есть интересный проект из области промышленной химии, который мы хотим по возможности внедрить, и сейчас рассчитывается его экономическая эффективность. В структуре нашего холдинга может появиться предприятие по производству дезинфицирующих моющих средств, что позволит сэкономить ресурсы, которые сегодня тратятся на их приобретение у сторонних производителей.

Есть программа по внедрению в производство биологических препаратов с целью увеличения сахаристости свеклы. В этом году мы провели такой опыт на площади 500 га, а в 2022 году хотим существенно увеличить цифру и обработать практически всю нашу площадь сахарной свеклы биопрепаратом. Увеличение сахаристости и извлекаемости сахара позволит получить больше готового продукта уже непосредственно на заводе для последующей реализации.

— Россия вступает в процесс снижения воздействия АПК на климат через выбросы парниковых газов. Мировые лидеры агробизнеса декларируют значительную реформацию производства с целью приближения к нулевым выбросам. Какие-то конкретные шаги в этой области уже предполагаются в вашем агрохолдинге?

— В этом направлении «Агросила» работает уже три года, с тех пор, когда на перерабатывающих сахарную свеклу предприятиях начали внедряться экологические проекты, позволившие существенно уменьшить сбросы воды. Прекрасно понимаем существующую проблему выбросов парниковых газов, вырабатываемых индустриями животноводства и птицеводства. Сейчас мы работаем над изменением рационов кормления КРС и птицы. Кроме того, наши растениеводы вносят в почву органические удобрения, снижая процент внесения минеральных удобрений, что также ведет к существенному уменьшению вредного воздействия на окружающую среду. Свою лепту в сохранение экологии вносит применяемая нами раздельность сбора отходов наших предприятий. Как я уже упоминала, мы включились в совместный проект с Казанским университетом по карбоновым полигонам.

Потребитель продукции холдинга «Агросила», как показывают наши собственные маркетинговые исследования, нацелен на экологичность производства продукции. Когда он покупает продукцию, для него важно, кем и в каких условиях она произведена, на этой стадии потребитель обращает на это больше внимания. Вслед за ним идет и производитель, увеличивая свое внимание на эти моменты, ведь законы рынка никто не отменял. Именно спрос рождает предложение, а не наоборот.

Что касается глобальных трендов по уменьшению выбросов или производству зелёной энергии, здесь требуется более детальный подход и точный расчет экономического эффекта от внедрения тех или иных мероприятий, связанных с экологией. Но верно одно — по главе угла всех этих мероприятий должен стоять человек, который хочет полноценно жить в комфортной окружающей среде, для того чтобы он мог творить и производить.

Популярные статьи