Техника 29 ноября 2022

Железный феникс — восстановление деталей методом холодного газодинамического напыления

Железный феникс — восстановление деталей методом холодного газодинамического напыления

Юрий Лысенко

руководитель компании ZORG-Service

Многие оригинальные импортные запчасти сегодня в Россию не поставляются, либо сроки их транспортировки таковы, что делают невозможным быстрое возвращение сельхозтехники на поля. В такой ситуации следует выбирать альтернативные решения.

У любого металла существует определенный срок выработки, и комплектующие рано или поздно изнашиваются до состояния, когда их эксплуатация становится невозможной. Разрушение некоторых деталей, в частности коленвала, критично и часто ведет к замене всего двигателя. Использование технологии холодного газодинамического напыления позволяет быстро и с низкими затратами восстановить практически любую деталь. Каким образом и за счет чего это происходит, рассказал Юрий Лысенко, руководитель компании ZORG-Service.

— Неужели можно обойтись без приобретения дорогих и дефицитных запчастей?

— Безусловно. Используемые нашей компанией технологии способны решить данную проблему во много раз дешевле. Сегодня замена коленвала на спецтехнику может обойтись собственнику в 300–400 тыс. рублей, а его полное восстановление с помощью холодного газодинамического напыления металла оценивается в 40–50 тыс. рублей. Мы используем данную разработку уже 30 лет. Она представляет собой австрийскую технологию, рассчитанную на высокие нагрузки. С ее помощью в Европе восстанавливают колесные пары для железнодорожного транспорта, покрывают нержавеющими металлами опоры мостов. Раньше на эту технологию не обращали большого внимания, так как рынок был заполнен предложением новых оригинальных и бывших в употреблении запчастей. События этого года резко изменили эту ситуацию.

Твердость напыляемого нами металла составляет от 40 до 80 единиц по желанию заказчика. Каждая восстановленная деталь проходит лабораторное испытание, запчасти с нашей гарантией соответствуют всем техническим регламентам и ГОСТам. У той же шейки коленвала будут отсутствовать бочковидность, седловидность, овальность и конусность. Все параметры будут выдержаны с точностью до 0,01 мм. Одним из важных преимуществ нашей работы являются ее сроки. Коленвалы восстанавливаются, например, в течение двух дней, а полуоси — порядка двух часов.

— Как происходит процесс напыления?

— Работа с изношенной деталью разбивается на несколько этапов. Их можно рассмотреть на примере коленвала. Сначала с помощью магнитодефектоскопа проверяем изделие на наличие трещин. Если последние не обнаружены, то коленвал подлежит ремонту. В случае сильной изношенности и искривления нормальное состояние можно вернуть с помощью метода чеканки, придав всем шейкам параллельность. На следующем этапе мы шлифуем деталь до –1 мм от номинала. Затем обрабатываем песко- и дробеструйным аппаратом, после чего посредством специального оборудования сверху напыляем 2 мм металла и снимаем лишнее шлифовкой до номинала. Толщина образуемого слоя не ограничена, как и применяемый металл: можно использовать стальные сплавы, медь, бронзу, никель и тому подобное. Таким образом с металлическими деталями возможно поступать бесконечное количество раз с помощью технологии газодинамического напыления.

Процесс производится холодным способом, температура металла во время него не превышает 60°C, за счет чего изделие не подвергается термической деформации. Внешне напыление выглядит как работа большим пульверизатором, в котором сходятся между собой две проволоки. Внутри них находятся порошки специально разработанных составов металлов. Они под воздействием электрического тока сгорают, а затем поток воздуха направляет частицы на восстанавливаемую деталь. Порошковые чистые смеси изготавливаются по нашему заказу в одном из горных НИИ в Новосибирске.

— Какие детали можно вернуть к жизни таким способом?

— Мы восстанавливаем такие дорогостоящие элементы, как корпуса коробок передач энергонасыщенных тракторов. За счет того, что вал касается корпуса, последний попросту стирается с образованием выработки овальной формы. Мы можем его выровнять, а на подшипник сверху напылить металл — такие работы мало кто в мире осуществляет.

Изношенная деталь до восстановления.png

холодное напыление.png

Слабым местом комбайна является его сердце — подбарабанье. У большинства машин отечественного парка оно уже изношено, а для импортной техники этот компонент перестали ввозить в Россию. Неисправности в подбарабанье ведут к недомолоту, прямым производственным и финансовым потерям. Мы уже научились исправлять эту ситуацию и своими силами наладили изготовление точных аналогов. В целом по желанию аграриев наша компания может создать практически любую деталь на все виды сельхозтехники, и это будет в разы дешевле и быстрее, чем в текущих условиях заказывать поставку из-за рубежа.

Аграрные машины постоянно работают в агрессивной среде, наполненной пылью, маслом, соломой и так далее, по причине чего сальники в двигателях изнашиваются достаточно быстро. Под них мы можем делать напыление из титана или вольфрама, и ресурс будет максимально продлен. Частой выработке подвержены уплотнения на автоматических коробках передач, и мы их восстанавливаем, иначе ремонт выходит слишком дорогостоящим. Аналогичным образом производим напыление на головки блоков и цилиндров, маховики двигателей, коленчатые и распределительные валы, оси и полуоси, увеличиваем подшипники как снаружи, так и внутри, цементируем изношенные детали.

— Есть ли у вас какие-то собственные разработки?

— Однажды мы задумались об одной проблеме. Зачастую почвы предъявляют особые требования к колесной сельхозтехнике, которой необходимо дополнительное тяговое усилие. Его можно добиться установкой спарки колес. Благодаря запатентованной технологии и собственному дизайну наши универсальные расширители колеи из стали марки 6ХСНД подходят практически для любого типа колес. Уникальность заключается в том, что для установки оснащения не требуется много времени или отдельно покупаемых специальных дисков. Достаточно открутить крепежные болты у колеса, разместить расширитель колеи и поставить любое другое колесо в качестве парного. Данная технология экономит до 40% бюджета и сокращает время на установку в несколько раз. Мы изготавливаем такие расширители под заказ для любой сельхозтехники.

— Как начиналась работа вашей компании и каковы дальнейшие планы?

— Около 30 лет назад мы с отцом построили на своем участке гараж и открыли небольшую станцию техобслуживания легковых автомобилей. Постепенно покупали новые станки и осваивали технологии. Первые заказы по восстановлению деталей я выполнял самостоятельно как квалифицированный станочник широкого профиля, фрезеровщик и оператор станков с ЧПУ. Сегодня штат нашей компании состоит из более чем 10 человек, которые обслуживают большой станочный парк. В ближайших планах еще больше расширяться, ведь количество заказов растет с каждой неделей, и мы уже загружены на несколько месяцев вперед. За десятилетия мы накопили бесценный опыт и можем браться за любые задачи, связанные с восстановлением деталей для сельхозтехники. Лично для меня как профессионала это очень интересный сегмент сервиса, который позволяет мне развиваться, ведь номенклатура комплектующих в агромашинах на порядок выше и сложнее, чем в легковых автомобилях.

Считаю, что производство компонентов и запчастей в нашей стране — максимально перспективное направление с учетом происходящего на этом рынке. При поддержке государства мы могли бы обеспечить юг России надежными и долговечными деталями. Мы хотели бы расширить площади своего производства, увеличить количество рабочих мест и станочный парк. Будем рады, если на нас обратят внимание, ведь мы помогаем выполнить ключевую задачу АПК нашей страны — без потерь обеспечить россиян качественным продовольствием.

Контактная информация:

https://www.tiktok.com/@zorg_services

https://zorgservice.ru/

Ставропольский край,

Шпаковский муниципальный округ,

хут. Вязники, ул. Промышленная, 16

тел.: +7 (918) 746-48-25

Популярные статьи