Теплицы 14 мая 2024

Зеленая вертикаль

Зеленая вертикаль

Александр Лысковский

директор по развитию компании «Городские теплицы»

Беседовал Николай Немчинов

Большая часть России — зона рискованного земледелия, как результат — импортозависимость по ряду культур, и это только часть проблемы. Сложность доставки ставит под вопрос возможность насыщения этого сегмента при помощи обычных теплиц, но есть относительно недавняя альтернатива — вертикальные фермы.

Компания «Городские теплицы» работает с 2017 года, является дистрибьютором технологии возделывания зеленных, бахчевых культур и ягод, строит фермы вертикального выращивания в России и далеко за ее пределами. О том, какие сложности подстерегают энтузиастов, рассказал Александр Лысковский, директор по развитию предприятия.

— Как давно возникла данная технология в мире?

— Первые вертикальные фермы появились в начале XXI века в Азии, в частности в Японии и Сингапуре, где пригодных для сельского хозяйства земель мало, а покупательная способность населения довольно высокая и покрывает затраты на внедрение инновационных технологий. Выращивание на вертикальных фермах позволило более эффективно использовать доступные площади и сократить логистические цепочки. Все это вкупе с глобальными тенденциями на снижение углеродного следа и минимальное использование водных ресурсов стало результатом активного развития отрасли.

— Как давно технология применяется в России и насколько она актуальна для российских аграриев?

— В РФ вертикальное фермерство начало зарождаться в 2012–2013 годах, и сейчас на рынке присутствует всего несколько компаний. Мы работаем с 2017 года, и сейчас по нашим технологиям функционируют девять ферм: на Камчатке, в городах Санкт-Петербурге, Москве и Новосибирске. Также у нас строится объект в Якутии и проектируется предприятие на Чукотке.

Стоит отметить приоритеты расположения. В столицах и крупных городах наиболее интересны технологии для выращивания зелени, салатов и клубники, в то время как в регионах Крайнего Севера и Дальнего Востока мы видим большой потенциал в производстве овощей. Например, на Камчатке по нашей технологии работает овощная ферма, где возделываются томаты, огурцы, перцы и даже арбузы с дынями с себестоимостью 150–200 руб/кг. Это крайне интересно для бизнеса и выгодно для потребителя. Логистика на Камчатке сложная и дорогая, скоропортящийся товар доставляется самолетом, а все, что хранится долго — морем, и часто оно прибывает несвежим.

— Какова динамика данного направления за последние три года?

— В течение этого времени мы наблюдаем развитие технологий для выращивания клубники и овощей на вертикальных фермах. Это делать сложнее и дольше в силу более сложного производственного цикла, чем у зелени и салатов, однако участники рынка постепенно приходят к этому. Для ускорения развития отрасли нужна поддержка на государственном уровне, чтобы стандартные тепличные субсидии и льготы распространялись и на вертикальные фермы. Сейчас такого рода выплаты и кредиты есть только в Москве.

В то же время стоит понимать, что отдельный сегмент рынка продукции, произведенной по данной технологии, отсутствует, так что покупатель не может ее дифференцировать на полке и не понимает ее ценообразование. Для популяризации и информирования потребителя о том, что такой сегмент существует, надо проводить информационные кампании, включающие возможность посещения вертикальных ферм.

— В чем ключевые достоинства технологии?

— В первую очередь преимущество в экологически чистом производстве. Вместо почвы используется субстрат-заменитель, для выращивания растений не нужны пести­циды, так как весь технологический цикл закрытый и проходит в полностью контролируемой среде. При этом качество продукции остается высоким на протяжении всего производства. Кроме того, в рамках технологии используется на 90% меньше воды, чем в традиционном сельском хозяйстве. Замкнутый цикл делает выращивание растений на вертикальной ферме экологичным, а урожай не зависит от климата и погодных условий. Благодаря закрытой среде получать всегда свежую продукцию рядом с потребителем можно и в засушливой Саудовской Аравии, и в суровом климате Якутии. Еще одно преимущество — локальность, то есть отсутствие сложных цепочек поставок. Это выгодно для производителя с точки зрения операционной деятельности фермы, а потребителю дает возможность приобрести продукцию премиум-качества по адекватной цене.

— Каковы сроки окупаемости таких проектов и их доходность? Насколько направление интересно для инвесторов?

— Срок окупаемости вертикальных ферм может различаться в зависимости от экономических условий региона, размера предприятия, технологий, ситуации на рынке и других факторов. В отношении партнеров компании он составляет 4–6 лет. При возможности льготного кредитования и субсидирования может быть ниже.

Следует сказать, что вертикальные фермы приобретают большую привлекательность, чем теплицы. Вход в бизнес можно начать с небольшого предприятия и ограниченного набора растений для выращивания, а затем масштабировать, вводить новые сельскохозяйственные культуры и прощупывать рынок. Кроме того, такие фермы — гибкое производство, где можно комбинировать разные гидропонные методы, сочетать культуры и экспериментировать, в то время как для теплиц обычно задан минимальный размер. Это немобильные инфраструктурные объекты, в отличие от вертикальных ферм, и окупаются они дольше.

— Каковы основные сложности строительства теплиц по данной технологии, и каким образом они решаются?

— Среди основных трудностей — выбор объекта, так как если не удается его найти, необходимо строить с нуля. При этом он должен соответствовать множеству параметров: иметь определенную высоту потолков, качество коммуникаций, допустимую нагрузку на перекрытия, располагаться рядом с потребителем. Другая сложность — импорт семян, удобрений и других расходных материалов в Россию. В связи с экономической ситуацией отмечаются сбои в поставках, например семян для салатных культур. Однако их производство уже начали налаживать в нашей стране. Можно сказать, что пока вертикальная ферма воспринимается как что-то экзотичное и непонятное, но мы видим, как индустрия растет и развиваются технологии.

— В отношении каких культур такое производство имеет наибольшую и наименьшую экономическую отдачу?

— Определяющим параметром для высокого экономического потенциала являются скорее не растения, а рынок, в том числе зона, где расположено предприятие, другие игроки и возможность продукции конкурировать за место на столе потребителя. В крупных городах европейской части России, например в Москве и Санкт-Петербурге, на вертикальных фермах стоит выращивать салаты, пряные травы и клубнику, а овощи станут экономически невыгодными, так как их себестоимость окажется гораздо выше средней по рынку. Однако со временем технология будет дешеветь. Противоположная ситуация складывается на Дальнем Востоке и Крайнем Севере. В этих регионах выращивать локальные свежие томаты и огурцы выгодно, особенно в отдаленных населенных пунктах со сложной и дорогой логистикой. При этом спрос на салаты, зелень и ягоды обычно ниже.

— Каков минимальный объем инвестиций для вхождения в бизнес?

— Он будет зависеть от размера фермы, характеристик помещения, его расположения и ситуации на рынке в целом. Например, мы ведем несколько малых предприятий в Новосибирске, чьи вертикальные фермы находятся в мобильных контейнерных установках. Каждая из них стоит около четырех миллионов рублей, и они хорошо окупаются.

Кроме того, экономика вертикальной фермы и ее успешность зависят от объема выращивания. Для промышленного производства в большом количестве салатов, пряных трав или овощей минимальная площадь вертикальной фермы составляет 300 кв. м. Для ее строительства нужно закладывать минимум 10–15 млн рублей инвестиций. По нашему опыту оптимальный размер для выращивания — не менее 1000 кв. м, а в идеале — 2000 кв. м.

— В России, как и во всем мире, производство в вертикальных фермах привязано к мегаполисам или есть свои нюансы?

— Жители крупных городов — основная, но не единственная целевая аудитория для таких предприятий. Например, фермы по нашим технологиям проектируются и возводятся в одном из городов Якутии с населением 15 тыс. человек, а также в небольшом «городе будущего» — Нуану в Индонезии, находящемся еще на стадии строительства. При этом, как я уже говорил ранее, объем производства важен для экономической эффективности, поэтому большинство вертикальных ферм обеспечивают продуктами питания крупные города и мегаполисы. Другой вопрос — непосредственное расположение предприятия. Наш опыт показывает, что в большинстве случаев строить такое производство в центре города по экономическим соображениям не самое лучшее решение. Хороший вариант — пригород или небольшие поселения недалеко от мегаполиса, в пределах 100 км. В них дешевле аренда площадки и электричество, ниже зарплаты, а доставка до магазинов и ресторанов стоит недорого и занимает 1–2 часа. Бывают и исключения. Так, вертикальную ферму можно встроить в отель или ресторан, чтобы гости могли наблюдать за производством.

— Насколько высока конкуренция на рынке производителей оборудования и технологий для вертикального выращивания?

— Сейчас конкуренция почти отсутствует: на рынке всего 2–3 опытные компании, и им хватает клиентов в своих нишах и регионах. Тем не менее есть фермеры, которые покупают и модернизируют оборудование и технологии под свои задачи, а также те, кто собирает собственные установки для вертикальных ферм. Иногда они выходят на рынок и продают свою версию, а кто-то открывает бизнес и вполне может составить конкуренцию лидерам. Также со временем мы ждем прихода сильных китайских производителей на российский рынок, что однозначно усилит конкуренцию.

— Какую долю в краткосрочной перспективе и при благоприятной ситуации может занять производство в вертикальных фермах от объема всех культур, получаемых в защищенном грунте?

— Достаточно сложно оценить долю в количественном выражении. Мы полагаем, что по истечении пяти лет около половины салатов и пряных трав в России будут выращиваться на вертикальных фермах. При этом подобные производства не конкурируют с традиционными тепличными технологиями в возделывании овощей для северных и дальневосточных регионов. Для этого сегмента мы прогнозируем хороший рост при условии господдержки фермеров и интереса к локальной продовольственной безопасности Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Популярные статьи