ФАО ООН: поставки зерна вполне достаточны для кризиса, связанного с коронавирусом
Поскольку число случаев заболевания коронавирусом (COVID-19) и смертей от него продолжает расти, один из официальных представителей Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединенных Наций заявил, что мировая зерновая отрасль находится в хорошем положении, чтобы помочь накормить мир во время этой расширяющейся пандемии.
Йозеф Шмидхубер (Josef Schmidhuber), заместитель директора отдела торговли и рынков ФАО, сказал во время вебинара 17 апреля, организованного компанией Global Grain, что мир находится в гораздо лучшем положении с запасами зерна, чем это было во время последнего крупного экономического кризиса 2007-09 годов.
“У нас достаточно большие запасы на многолетних максимумах, — сказал он. — Мы должны быть осторожны, делая заявления о том, что мы «тонем» в запасах, но в целом, по сравнению с 2007-08 годами, у нас в два раза больше запасов на абсолютных уровнях».
В настоящее время мировые запасы зерна составляют примерно 850 млн тонн по сравнению с 470 млн тонн в начале Мирового экономического кризиса 2008 года. Низкий объем запасов зерна вкупе с высоким спросом на кукурузу на тогдашнем бурно развивающемся рынке этанола привели к резкому росту цен на зерно и продовольственной инфляции, что серьезно сказалось на продовольственной безопасности в ряде развивающихся стран в течение нескольких лет.
Сегодня спрос на топливо резко упал, и цены на нефть впервые в истории оказались на отрицательной территории. Обвал нефтяного рынка привел к временному закрытию ряда заводов по производству биотоплива по всему миру. Цены на зерно также были снижены, и 20 апреля фьючерсы на кукурузу торговались на уровне 3,32 доллара за бушель, что является самым низким уровнем за последние четыре года и намного ниже максимума в 7,58 доллара за бушель в июне 2008 года.
Шмидхубер отметил, что есть много зерна, чтобы удовлетворить растущий спрос на долговечные недорогие зерновые продукты, поскольку большая часть мирового населения, самоизолируется дома и ждет, когда пандемия утихнет.
Он отметил, что производство, переработка и транспортировка зерна гораздо менее трудоемки по сравнению с овощной или фруктовой промышленностью, что делает менее вероятным серьезный сбой в цепочке поставок.
"Большая часть торговли зерном происходит в оптовых поставках, — сказал Шмидхубер. — Это очень капиталоемкий и высокоавтоматизированный процесс с относительно небольшим человеческим взаимодействием. Сорвать массовые поставки будет сложно. Существует вероятность того, что из-за проблем со здоровьем и забастовок могут быть нарушены цепочки поставок. Но это вряд ли повлияет на массовые поставки так сильно, как, например, на перевозку морскими контейнерами или грузовиками».
Одно из предостережений к этому оптимистичному сценарию, сказал Шмидхубер, заключается в том, что некоторые из ведущих мировых экспортеров зерна решат ограничить или даже запретить экспорт в течение длительного периода времени из-за беспокойства о своих внутренних поставках продовольствия. Россия, крупнейший в мире экспортер пшеницы, уже заявила, что прекратит экспорт пшеницы с середины мая по 30 июня, то есть до конца текущего маркетингового года.
«Наблюдается растущая концентрация запасов, принадлежащих меньшему числу стран, — сказал он, отметив, что пять стран владеют 73% мирового зерна, по сравнению с 64% во время кризиса 2007-09 годов. — Не менее важно и то, что некоторые страны, такие как Китай и Индия, являются одними из крупнейших держателей акций, и это является проблемой для мировых рынков, поскольку эти страны обычно не так реагируют на изменения на мировых рынках, как другие, такие как Соединенные Штаты и Бразилия. Это небольшое беспокойство, которое мы не должны полностью игнорировать».
У Шмидхубера не нашлось утешительных слов для мировой биотопливной промышленности, и он выступал за несколько дней до того, как 20 апреля нефтяные рынки рухнули, а цены на нефть за баррель упали ниже нуля.
«Я думаю, что, возможно, это начало конца для значительной части сектора биотоплива, — сказал он. — Если это произойдет, то мы увидим изменение относительных цен в сельском хозяйстве. Те, кто старше меня, помнят, что соотношение цен на пшеницу и кукурузу раньше было гораздо шире, чем сегодня. Без биотоплива, я думаю, вы увидите возврат к гораздо более широкому соотношению».
Рассматривая общую картину, Шмидхубер сослался на недавнюю статью Международного валютного фонда, в которой сравнивается нынешний кризис с кризисом 2008 года. Самое большое различие, по его словам, заключается в том, что кризис, связанный с пандемией COVID-19, действительно носит международный характер, в то время как рецессия 2007-09 годов в основном затронула высокоразвитые экономики, связанные с ипотечным кризисом, который возник в Соединенных Штатах.
«Это будет гораздо большее сокращение, чем то, что мы видели во время финансового кризиса, — сказал он. — Прогнозируемые совокупные потери МВФ составляют огромную цифру — около 9 трлн долларов — что составляет около 40% ВВП США».
Однако МВФ также прогнозирует относительно быстрое восстановление, при котором мировой ВВП восстановится с —3% в 2020 году до +5,8% в 2021 году. Быстрый отскок основан на прогнозах вакцины COVID-19, разрабатываемой ко второй половине этого года. Это график, который, по мнению большинства экспертов в области здравоохранения, может быть слишком оптимистичным.
Шмидхубер сказал, что МВФ прогнозирует «почти V-образное восстановление относительно текущей ситуации и кризиса 2008 года».
По состоянию на 24 апреля 2020 года, коронавирус COVID-19 заразил более 2,7 миллиона человек во всем мире и убил более 190 тысяч.
Источник: world-grain.com