Фермеры готовятся к старту маркировки «Честный знак»
С 1 сентября 2024 года маркировка молочной продукции станет обязательной для КФХ и сельскохозяйственных кооперативов: фермеры должны будут маркировать товар, продаваемый в индивидуальной потребительской упаковке.
Введение маркировки для фермеров дважды переносилось и сдвинулось почти на два года. Механизм должен был стать обязательным еще 1 декабря 2022 года, затем 1 декабря 2023-го, но каждый раз хозяйства оказывались не готовы. В итоге срок запуска маркировки для фермеров был перенесен на этот год.
В начале 2024 года Минпромторг России сообщал, что почти 90 % фермеров прошли регистрацию в государственной системе «Честный знак», а к июлю этот показатель приблизился к 100 %. Тем не менее у некоторых представителей малого и среднего бизнеса все еще остаются опасения на счет роста затрат на маркировку и увеличения стоимости молочной продукции.
Руководитель управления безакцизной пищевой продукции ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки «Честный знак») Юлия Кузьмина заверяет: маркировка фермерской молочной продукции не приведет к негативным последствиям на рынке. «Для того, чтобы маркировка не оказывала влияния на цену и производственные процессы для участников оборота разработаны специальные меры и инструменты поддержки, - рассказывает она. – В частности, для фермеров запущены сразу две программы поддержки приобретения оборудования: это компенсация 50% затрат на оборудование и поставка готовых расходных материалов для маркировки». Также оператор системы маркировки предоставляет доступ к бесплатным инструментам для облегчения работы участников оборота с системой. Это приложения «Маркировка. Просто» и «Честный знак. Бизнес», а также бесплатный сервис электронного документооборота ЭДО Lite. Таким образом затраты на разовое оборудование предприятия и дальнейшую работу с документооборотом сводятся к минимуму, подчеркивает Кузьмина.
Согласно исследованию Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина, увеличение конечной стоимости молочной продукции за счет внедрения маркировки составит не более 1% за шесть лет, что значительно ниже уровня инфляции в стране. Поэтому вклад маркировки в себестоимости отразится на уровне погрешности и не повлияет на конечную цену.
Также фермеры нередко видят сложности в самом процессе подключения к «Честному знаку». Чтобы минимизировать риски возникновения проблем специалисты ЦРПТ разработали подробную и понятную инструкцию, в которое прописаны все этапы присоединения к системе:
-
Для начала хозяйству нужно получить усиленную квалифицированную электронную подпись (КЭП).
-
Затем подключить электронный документооборот (ЭДО).
-
Далее - зарегистрироваться в системе «Честный знак».
-
После этого необходимо описать товары в каталоге.
-
Следующим шагом станет получение доступа к регистратору эмиссии (устройство, которое генерирует зашифрованные цифровые коды и передает их в систему «Честный знак»).
-
Затем нужно заказать коды маркировки.
-
Далее - купить оборудование: или самостоятельно, или по программе поддержки.
-
И теперь можно наносить маркировку.
Фермеры, которые уже провели тесты по запуску системы маркировки подтверждают: на деле процесс подключения оказался совсем не сложен. Так, КФХ Сейрана Геворкяна (хозяйство занимается производством сыров) из Краснодарского края тестовый выпуск некоторых видов сыров с маркировкой провело еще в декабре прошлого года, и весь процесс прошел гладко. «Готовиться к маркировке мы начали в сентябре 2023-го: оформили электронную подпись, установили программное обеспечение для работы с ней, зарегистрировались в системе мониторинга, - вспоминает руководитель предприятия. – Затем изучили какое потребуется оборудование, выбрали и приобрели самые инновационные решение и, собственно, промаркировали первую партию продукцию, начав с фасованной».
Сейчас КФХ отрабатывает маркировку на весовых сырах. Также предприятие занимается поиском сотрудника, который будет работать с маркировкой – это завершающий шаг при подготовке подключения к системе «Честный знак». «Все-таки процесс требует постоянного контроля и лучше, если этим будет заниматься отдельный специалист», - поясняет фермер.
Маркировка молочной продукции в системе «Честный знак» введена с 2021 года. За прошедший период объем продукции с признаками фальсификата сократился с 30% до 0,2%. Таких результатов удалось достигнуть благодаря тому, что система маркировки интегрирована с «Меркурием»: прослеживание сырья и объемов готовой продукции позволяет регулятору выявлять нарушителей и повышать безопасность пищевой продукции в стране. Также после введения маркировки продажи просроченной молочки сократились в три раза, а дополнительные доходы бизнеса за три года за счет обеления и развития рынка составили почти 72 млрд рублей.