Неустойчивые продовольственные системы: можем ли мы обратить вспять нынешние тенденции?
Последствия глобальных кризисов подчеркивают хрупкость продовольственных систем. Помимо краткосрочных острых потрясений, долгосрочные глобальные демографические изменения, такие как урбанизация и рост населения, могут стать препятствием для повышения устойчивости продовольственной системы.
Сельские жители мигрируют в городские районы, население растет, и люди работают над повышением уровня жизни. Но параллельно устойчивость глобальной продовольственной системы платит за это высокую цену, согласно новому анализу, охватывающему страны с низким и высоким уровнем дохода.
Исследование, опубликованное 3 апреля в научном журнале PLOS ONE, показывает, что только один крупный глобальный фактор — увеличение международных торговых потоков — по-видимому, оказывает чистое положительное влияние на устойчивость глобальных продовольственных систем. Все остальные основные факторы (рост населения, урбанизация, изменение образа жизни и изменения в землепользовании), по-видимому, имеют негативные последствия.
«Торговля, похоже, хороша для продовольственных систем, но только до определенного момента, — заявляет Стивен Прагер (Steven Prager), соавтор исследования из Alliance of Bioversity International and CIAT. — За пределами определенного уровня положительный эффект от торговли имеет тенденцию к плато. Страны с высоким уровнем дохода просто не продолжают извлекать из этого выгоду».
В контексте пандемии коронавируса COVID-19 непосредственное внимание исследовательского сообщества, как и следовало ожидать, сосредоточено на здоровье человека. Но глобальные беспорядки, вызванные пандемией, также показывают, насколько хрупки наши глобальные продовольственные системы.
«Понимание того, что движет нашими продовольственными системами, и как мы можем измерить или контролировать их, становится жизненно важным, если мы хотим дать политикам лучшие инструменты для того, чтобы сделать продовольственные системы более устойчивыми к местным или глобальным потрясениям, таким как экстремальные, которые мы испытываем сегодня», - говорит Кристоф Бене (Christophe Béné), ведущий автор исследования.
Исследование основано на Глобальной карте устойчивости продовольственной системы, опубликованной в ноябре в журнале Nature (на фото вверху). Эта карта оценивает устойчивость продовольственных систем по странам. Шкала переходит от синего к красному, причем синий цвет указывает на высокий балл устойчивости. Серый цвет означает, что нет достаточного количества доступных данных для оценки страны.
Это исследование показало, что страны с высоким уровнем дохода, как правило, имеют более высокий уровень устойчивости продовольственной системы (несмотря на всю «нездоровую» пищу, которую они потребляют), чем страны с низким уровнем дохода. Эти выводы были одним из мотивов нового исследования. Его авторы хотели понять, что движет этими различными уровнями устойчивости и что можно сделать для улучшения ситуации.
«Местные и глобальные продовольственные системы просто отражают пути развития мира», — отмечает Джессика Фанзо (Jessica Fanzo), соавтор и доцент глобальной продовольственной и сельскохозяйственной политики и этики в Школе передовых международных исследований Джона Хопкинса.
«Некоторые из ключевых факторов глобального демографического перехода, который мир переживает прямо сейчас, также сильно влияют на наши продовольственные системы, — продолжает Джессика Фанзо, которая также была руководителем группы экспертов по подготовке доклада ФАО по продовольственной безопасности и питанию за 2017 год.
Проблема заключается в том, что все эти факторы до сих пор оказывали негативное воздействие на продовольственные системы, и эти факторы очень трудно контролировать.
"Было бы очень трудно помешать людям мигрировать в города или принимать новый образ жизни по мере роста их доходов, - гооврит Фанзо. — Поэтому нам необходимо очень быстро найти способ обратить вспять или смягчить последствия этих тенденций».
Хотя результаты этого исследования указывают на некоторые серьезные проблемы в будущем, они также дают некоторые первоначальные указания для законодателей относительно того, куда направить усилия и инвестиции для повышения долгосрочной устойчивости продовольственных систем.