Статистику фруктово-овощного рынка России представили на WorldFood Moscow 2021
21 сентября в МВЦ «Крокус Экспо» начала свою работу выставка WorldFood Moscow 2021. В рамках выставки проводится четырехдневная программа WorldFood Retail Академия, в которую входят сессии, посвященные рассмотрению аспектов работы продуктового рынка в России. Первым мероприятием Академии стала конференция «Свежие овощи-фрукты: как развивать категорию». В ходе сессии эксперты аналитических компаний и представители торговых сетей поделились своим опытом работы с фруктово-овощным сегментом рынка и озвучили ключевые цифры по данному направлению за последние полтора года, ознаменовавшиеся большим числом неожиданных изменений, связанных с пандемией.
Меланья Саакян, старший исследователь потребительской панели GfK Rus, представила доклад посвященный обзору потребительских трендов в категории фруктов и овощей. Рынок FMCG за последний год вырос на 3%, его товарооборот составил около 10 трлн рублей. По сравнению с предыдущими годами рост замедлился, однако позитивная динамика сохраняется. Основным фактором развития рынка сейчас является средний чек (+8,6%), так как пандемийные ограничения до сих пор продолжают влиять на частоту покупок. Торговые сети переходят на собственные торговые марки и привлекают премиальные сегменты. На 14% по всей России выросла доля фруктов и овощей в общем продуктовом товарообороте – этот сегмент показал самый большой рост на данном рынке.
Согласно представленной статистике, средняя цена на фрукты сегодня составляет 95 руб/кг, на овощи – 68 руб/кг. Половину овощной корзины в этом году занимают огурцы и помидоры, на третьем месте – картофель. Самый большой рост показали шампиньоны: продажи выросли на 20%, в покупательскую аудиторию вошли 47% населения России.
Яблоки, бананы и мандарины составили тройку самых популярных фруктов. Большими темпами растет потребление свежей продукции, в то время как в пандемийный период возник высокий спрос на заморозку и сушеные фрукты. На 5% возросла доля авокадо – данный товар сейчас регулярно покупают около 20% семей. Год назад возникли проблемы с поставками бананов, которые вывели на первые места цитрусовые и яблоки, однако на данный момент заметен пик спроса на бананы на фоне снижения интереса к яблокам.
Благодаря повышенному спросу на доставку продуктов рынок электронной коммерции вырос на 161%. E-commerce уверенно и равномерно притягивает клиентов из всех каналов, в то время как основным соперником традиционных торговых точек стали дискаунтеры (рост составил 23%) и хард-дискаунтеры, выросшие на 70%. Опыт онлайн-покупки продуктов имели более 50% населения РФ, фрукты и овощи в Интернете покупали 11,9% жителей страны. Из всей онлайн-аудитории наиболее выделяются Москва и Петербург, где в аудиторию цифровых маркетплейсов входит почти треть населения.
Ведущий консультант по продажам центра «Ясные решения» Николай Холодилин дополнил озвученную статистику показателями продаж и оценками потенциального роста рынка. По данным центра, овощи и бахчевые в данный момент продаются в объемах 15-17 млн тонн в год. К 2025 году ожидается не очень большой рост данного сегмента – на 10%, до 17-18 млн тонн в год.
Продажи фруктов и ягод сейчас держатся на уровне 8,5-10 млн тонн в год. Прогноз роста по ним более положителен – к 2025 сектор может вырасти до 10-13 млн тонн в год. Увеличивается и доля локальных производств, вымещающих импортную продукцию. Так, например, в ближайшие годы ожидается снижение импорта томатов с 560 до 350 тысяч тонн в год, огурцов с 100 до 35 тысяч тонн, а уже к 2021 году ожидается рост объема российских плодов и ягод на рынке до 2,2 млн тонн.
Потенциал для роста фруктового сегмента открывает то, что потребление данных продуктов в России на 20-30% ниже, чем в среднем по миру. Развитие сектора зависит от технологий хранения и предложений поставщиков, а также от стимулирования продаж со стороны торговых точек.
В дополнение к статистике эксперт представил несколько стратегий увеличения прибыльности продаж фруктово-овощной продукции. Первая – заполнение ценовых категорий, не представленных в торговых точках на данный момент. Расширение ассортимента позволит привлечь новую аудиторию и увеличить продажи.
Увеличение цены за единицу товара возможно благодаря использованию переработанной продукции. Чем больше технологических процессов вовлечено в подготовку итоговой продукции, тем более оправдана высокая конечная цена – к примеру, мытый картофель будет стоить дороже, чем картофель, который продается в том виде, в котором он был выкопан из земли, а картофельные хлопья по стоимости превзойдут все остальные форматы данного овоща.
Повысить стоимость продукции поможет также и упаковка. К примеру, применение простой картонной упаковки для тыквы позволяет некоторым сетям увеличить ее розничную цену в четыре раза. Удобная и более привлекательная упаковка с использованием натуральных цветов и материалов поможет привлечь новых покупателей к категориям, на которые раньше было направлено меньше внимания.