Растениеводство 13 мая 2021

Ученые доказали, что дороги мешают передвижению пчел и опылению растений

Ученые доказали, что дороги мешают передвижению пчел и опылению растений

По некоторым данным, дорожные сети простираются более чем на 30 млн км по всему миру, и, по прогнозам, это число увеличится еще на примерно 24 млн км к 2050 году. Дороги могут быть препятствиями для всех видов дикой природы, и ученые изучили их воздействие на разных животных: от флоридских пантер и медведей гризли до черепах, мышей, гремучих змей и саламандр.

Но гораздо меньше известно о воздействии дорог на насекомых-опылителей, таких как пчелы, и о том, в какой степени эти структуры нарушают процесс опыления, который имеет важное значение для воспроизводства многих видов растений.

В статье, опубликованной 10 мая в издании Journal of Applied Ecology, исследователи Мичиганского университета описывают, как они использовали флуоресцентный пигмент в качестве аналога пыльцы. Они нанесли светящийся пигмент на цветы придорожных растений, чтобы изучить, как дороги влияют на перемещение пыльцы между растениями на 47 участках.

Исследование показало, что дороги и тропинки создают значительные препятствия для передвижения пчел и, следовательно, существенно сокращают перенос пыльцы.

Ученые обнаружили, что растения, расположенные через дорогу от растений с добавлением пигмента, получали значительно меньше пигмента, чем растения на той же стороне дороги. В исследовании также предлагаются относительно простые способы уменьшить этот эффект дорожного заграждения.

Исследование было сосредоточено на двух видах цветковых растений, опыляемых насекомыми, произрастающих в этом регионе: диком бергамоте (Monarda fistulosa) и кореопсисе с остроконечными листьями (Coreopsis verticillata).

Было обнаружено, что нахождение через дорогу снижает перенос пигмента на 50% для кореопсиса и на 34% для дикого бергамота по сравнению с растениями на той же стороне дороги.

«Наше исследование является первым хорошо продуманным исследованием, в котором изучается, как дороги влияют на передвижение пчел, - отметил автор исследования Гордон Фитч. — Более того, мы использовали инновационный метод, основанный на пигменте в качестве аналога пыльцы, а не на прямом наблюдении за поведением насекомых, что позволило нам эффективно собирать данные. Таким образом, мы также первыми показали, что дороги мешают движению пыльцы между растениями».

Пчелы являются незаменимыми опылителями, поддерживая как продуктивность сельского хозяйства, так и разнообразие цветковых растений во всем мире. В последние десятилетия численность популяций пчел заметно сократилась, виной чему является множество взаимодействующих факторов, включая потерю среды обитания, паразитов и болезней, а также использование пестицидов.

Ученые обнаружили, что уменьшение переноса пигмента было обусловлено размером дороги, а также размером пчел: по мере увеличения количества полос дороги или уменьшения размера пчелы эффект был сильнее.

Они обнаружили, что перенос пигмента через дороги с тремя и более полосами движения для любого вида растений был редкостью, что позволяет предположить, что дороги среднего и большого размера могут препятствовать передвижению пчел в достаточной степени, чтобы повлиять на добычу пищи и опыление.

Исследователи рекомендуют оценить и реализовать стратегии, которые позволят сделать дороги меньшими препятствиями для опылителей, не тратя на это огромные суммы денег.

Для облегчения передвижения диких животных по ландшафтам, которые пересекаются дорогами, широко используются эстакады, мосты, различного вида трубы.

Аналогичным образом существующие пешеходные переходы потенциально могут быть модифицированы, чтобы помочь пчелам, путем простого добавления ящиков с цветами в ландшафтный дизайн. Но такой подход пока в значительной степени гипотетичен и не апробирован.

Такие меры потенциально могут быть согласованы с усилиями некоторых городов по продвижению альтернативных видов транспорта и сокращению ДТП за счет использования так называемых «дорожных диет». Эта набирающая популярность стратегия проектирования уменьшает площадь проезжей части, предназначенную для движения транспортных средств, например, путем добавления велосипедных полос или более широких тротуаров.

Рекомендуем

Популярные статьи