Животноводство Птицеводство Растениеводство Теплицы 7 мая 2020

Ученые определили главные вызовы для продовольственных систем после пандемии коронавируса

Ученые определили главные вызовы для продовольственных систем после пандемии коронавируса

Пандемия коронавируса COVID-19 оказывает большое и решающее воздействие на общественное здравоохранение и порождает серьезные последствия для социальных отношений, экономического развития и продовольственных систем. Кроме того, она подпитывает дискуссии о желаемых уровнях глобализации и путях решения проблем, связанных с природными ресурсами. 

Принимая во внимание общие последствия, важно признать основные дилеммы для агропродовольственной политики после COVID-19:

а) выбор соответствующих инструментов и стимулов;

b) поддержание адекватного баланса между различными областями политики;

с) взвешивание важности различных социальных целей.

Эти проблемы затронули в своем блоге Иво Деммерс (Ivo Demmers), директор программы по продбезопасности и оценке водных ресурсов Вагенингенского университета, и Руерд Рубен, профессор этого же университета, занимающийся оценкой воздействия на продовольственные системы. Они сосредоточили свое внимание на четырех аспектах продовольственной системы, которые являются наиболее важными для определения (вероятного) воздействия изменений, вызванных COVID-19, на эффективность агропродовольственных систем. Исследователи также наметили основные проблемы, которые необходимо решить в период восстановления после COVID-19. Эти аспекты касаются:

  1. производства продовольствия и занятости населения,
  2. продовольственных рынков и торговли,
  3. потребления продовольствия и рациона питания,
  4. продовольственной политики.

  1. Проблемы в области производства продовольствия и занятости населения

В краткосрочной перспективе сельскохозяйственное производство, в основном, сдерживается снижением спроса (из-за экономических ограничений и увольнений из-за пандемии COVID-19, которые приводят к росту безработицы и потере доходов). Но в среднесрочной перспективе также ограничивающим фактором может стать доступ к ключевым ресурсам (семенам, удобрениям и пестицидам) и кредитам. Безопасность пищевых продуктов и, в частности, распространение зоонозных заболеваний будут влиять на проектирование производственных систем. Некоторые утверждают, что нынешний импульс открывает возможности для перехода к агроэкологическим подходам к производству продовольствия, в то время как другие выступают за устойчивую интенсификацию и циклические и климатически разумные системы производства продовольствия. Из-за воздействия коронавируса устойчивость продовольственных систем ослаблена и поэтому более уязвима к дополнительным потрясениям (например, вредителям) или постепенным изменениям (например, изменению климата), что создает дополнительные риски для поддержания продовольственной безопасности.

В том случае, если рост безработицы в городах приведет к возвращению миграции в сельские районы, то более трудоемкие производственные системы могут стать конкурентоспособными. Мобилизация рабочей силы, как правило, облегчается для мелких фермеров, в то время как средние фермеры больше полагаются на (полу)интенсивные производственные системы. В противном случае недорогостоящее обеспечение дешевыми продуктами питания городских потребителей может потребовать более масштабного коммерческого земледелия и опоры на высокоурожайные ресурсы. В зависимости от продолжительности экономической блокады, вероятно, произойдет консолидация фермерских хозяйств. Только массовые программы денежных трансфертов смогут консолидировать местный спрос на продовольствие. В идеале они могли бы способствовать развитию местной пищевой промышленности, создавая тем самым долгосрочную дополнительную занятость.

2. Проблемы продовольственных рынков и торговли

После пандемии COVID-19 растет интерес к более коротким цепочкам поставок и национальной продовольственной безопасности. Страны и компании стараются диверсифицировать свои источники поставок, чтобы снизить риски, и некоторые цепочки поставок полностью смещаются в сторону экстренного обеспечения ключевыми медицинскими товарами. Местное обеспечение “критическими" продуктами может включать медицинские принадлежности, медицинское оборудование и основные продукты питания. Это имеет важные последствия для стоимости продовольствия, поскольку страны могут отказаться от своих сравнительных преимуществ в плане специализации на крупномасштабном производстве конкретных продуктов питания, полагаясь при этом на межрегиональную и международную торговлю для обеспечения доступа к более широкому спектру сырьевых товаров.

Еще одна серьезная проблема связана с возможностями поддержания стабильных цен на продовольствие для бедных слоев населения, которые в значительной степени зависят от доступа к продовольственным рынкам, получаемым через открытые и прозрачные торговые потоки. После кризиса COVID-19 торговое финансирование коммерческих сделок стало особенно ограниченным, и более крупные компании (с большим объемом ресурсов), как представляется, лучше справляются со своими операциями.

Получение финансирования для большого числа торговцев и малых и средних предприятий, которые доминируют в местных цепочках поставок продовольствия, оказалось довольно сложным делом. Некоторые утверждают, что цифровые устройства могут быть полезны для ускорения обмена информацией на рынках и повышения надежности клиентов. Для местных «влажных» рынков, которые предоставляют беднейшим потребителям доступ к основным продуктам питания и в значительной степени полагаются на неформальные социальные сети, становится важным гарантировать соблюдение требований безопасности пищевых продуктов и улучшить их внутреннюю пространственную организацию.

3. Проблемы, связанные с потреблением продуктов питания и диетами

С пандемией COVID-19 мы замечаем важные изменения в структуре потребления продуктов питания и выборе диеты. Сильно увеличиваются продажи (полуфабрикатов) переработанных и складируемых продуктов питания, а также растут предпочтения в отношении свежих и здоровых фруктов и овощей. Цены на (импортные) основные продукты питания, такие как рис и пшеница, резко падают, в то время как будущие цены на такие сырьевые товары, как кофе, какао и масло, снижаются. Кроме того, потребление продуктов животного происхождения стагнирует из-за проблем с безопасностью пищевых продуктов. Осведомленность о преимуществах более здорового питания и образа жизни может быть также повышена сообщениями о более высоком уровне жертв из-за COVID-19 среди людей, страдающих ожирением.

Многие люди готовы тратить большую часть своего дохода на продукты питания, но большинство бедных семей не могут себе этого позволить. Поэтому неравенство в потреблении продовольствия, скорее всего, будет увеличиваться. Поскольку продажи через продовольственные службы и рестораны запрещены во многих местах, онлайн-покупка продуктов питания и доставка на дом процветают. Помимо молодежи, пожилые люди начинают пользоваться мобильными пищевыми приложениями и все больше пользуются электронной коммерцией.

4. Проблемы продовольственной политики

Во многих странах правительство играет ведущую роль в смягчении последствий COVID-19. Это начинается с централизованного медицинского обслуживания и быстро распространяется на предоставление субсидий по безработице и временных коммерческих кредитов (налоговые каникулы, дефолты по кредитам и т. д.). Поскольку этот кризис не возникает в реальной экономике, стимулирование общественного спроса и денежная поддержка компаний используются для снижения побочных эффектов.

Интересно отметить, что многие государственные политики руководствуются техническими критериями (например, сглаживание кривой; сокращение торговых контактов и т. д.), в то время как большее внимание можно было бы уделить стимулам изменения поведения, которые могут быть использованы для влияния на поведение людей, стремящихся к здоровью, и выбор продуктов питания. Существует общее признание ведущей роли государственного сектора в регулировании услуг здравоохранения, посещаемости школ, дистанционной работы и досуга. Кроме того, местные инициативы коллективных действий и инновационные решения компаний процветают в ответ на государственное регулирование, что может стать ценным уроком в области гибкости и предпринимательства, и должно быть включено в разработку переходов к более устойчивым и устойчивым продовольственным системам.

Прогноз

Очевидно, что пандемия коронавируса COVID-19 привлекает внимание к многим важным проблемам для агропродовольственных систем в различных частях мира. Однако, все еще довольно неясно, приведет ли это к ускоренным структурным изменениям или к маргинальной адаптации к “новой норме”.

Учитывая одновременные изменения, происходящие в каждой из четырех агропродовольственных областей, важно определить некоторые ключевые условия для скоординированного и эффективного реагирования на кризис, вызванный COVID-19. Поэтому следует обратить внимание на три взаимосвязанных стратегических вопроса:

— Реагирование на быстро меняющиеся обстоятельства и получение широкой общественной поддержки для смягчения последствий кризисов и последующих стратегий структурных преобразований требует широкого междисциплинарного сотрудничества между широким кругом технических и поведенческих дисциплин, а также между государственными и частными субъектами.

— Разработка политических путей развития агропродовольственных систем после пандемии коронавируса, скорее всего, будет основываться на сочетании немедленных, не вызывающих сожаления шагов и долгосрочных перспектив, которые опираются на стимулы для мотивации и привлечения заинтересованных сторон и создания гражданского электората.

— Признание возможностей достижения синергии или преодоления компромисса между ключевыми целями продовольственной системы (доступ к более здоровому питанию, устойчивое производство продовольствия и инклюзивные цепочки создания стоимости) может быть основано на согласовании позитивных мер поддержки с налоговыми ограничениями для контроля негативных внешних эффектов.

Рекомендуем

Популярные статьи