Через тернии к звездам
Текст: Константин Зорин
Данный латинский девиз, который в оригинале звучит как Per aspera ad astra, в полной мере отражает динамичное развитие производителя аграрных машин «Промзапчасть». Завод продолжает работать в полную силу, подняв планку российского сельхозмашиностроения до Индустрии 5.0.
Философия компании «Промзапчасть» заключается в производстве надежного сельхозоборудования по стандартам пятой промышленной индустрии, преодолении любых возможных препятствий и превосходстве зарубежных аналогов. Техника должна позволить фермеру опереться на нее в своем труде, получать прибыль в растениеводстве без лишних мыслей и усилий на ремонт и обслуживание.
РОСТ ВДВОЕ
В этом году «Промзапчасть» вводит в эксплуатацию производственный корпус площадью 8500 кв. м., специально построенный для выпуска новой линейки продукции. В итоге под крышей завода, расположенного в городе Шебекино Белгородской области, окажется 21 тыс. кв. м., а мощность предприятия по выпуску продукции увеличится практически вдвое. Сегодня в компании трудятся 250 человек, производство идет в две смены, завод работает на полную мощность. Параллельно происходит набор квалифицированных специалистов для увеличения их численности примерно до 320 сотрудников в связи с расширением.
С 2009 года компания идет по высокотехнологичному пути развития, предполагающему роботизацию и полную цифровизацию. Сегодня на все процессы полностью «накинута» цифровая калька, практически отсутствует бумажный документооборот. Предприятие представляет собой современный европейский завод с идеально выстроенными процессами. По уровню производства и используемых технологий компания стоит в одном ряду с ведущими мировыми производителями сельхозтехники. Продолжается закупка современного оборудования — станков с ЧПУ, роботов, приспособлений и так далее — для увеличения объемов производства. Создается большая роботизированная линия окраски для небольших деталей с нанесением цинковых порошков. Инвестиции в оборудование происходят ежегодно — только в текущем году в него было вложено более 300 млн рублей.
Несмотря на короткую приостановку производства весной 2023 года, финансовая и другие виды деятельности компании продолжались в полном объеме. После стабилизации обстановки на границе, работа сразу же возобновилась. При этом конструкторское бюро, отдел продаж и бухгалтерия были вынесены в отдельный офис в городе Белгороде, и теперь необязательно приезжать в Шебекино для приобретения техники. Следует отметить, что вся деятельность компании, включая процесс производства, полностью оцифрована для возможной удаленной работы, не влияющей на ее эффективность. Отсутствуют какие-либо препятствия для выписки документов, общения с дилерами и так далее.
НОВАЯ ПРОДУКЦИЯ
Главным принципом работы компании всегда было создание качественной продукции, которая будет способна выиграть конкуренцию и забрать часть рынка прежде всего у иностранных, производителей. Конструкторы завода «Промзапчасть» перед проектированием объехали ведущие аграрные регионы России, получив исчерпывающую обратную связь. Именно по этой причине те продукты, которые производит завод, начиная от дисковых борон и заканчивая культиваторами, пользуются высоким спросом. Введение международных санкций определило переход использовавших ранее импортные орудия сельхозпредприятий от зарубежных поставщиков к продукции завода под брендом «ПРОМАГРО». Крупные холдинги и большие хозяйства находят орудия для почвообработки, которые не ломаются, выполняют исправно все функции, служат в три раза дольше более дешевых вариантов и имеют более низкую цену владения. Сегодня компания производит мощные и надежные аналоги орудий лучших мировых производителей: дисковые бороны с захватом до 12 м, дисковые лущильники с шириной до 14 м, стерневые и предпосевные культиваторы до 18 м.
Последние несколько лет завод работал над созданием нового высокоскоростного и точного посевного комплекса «Альфа». В его разработку было инвестировано не менее 500 млн рублей. Сеялка имеет оригинальные пластиковые бункеры и дозаторы, катушки, электронику и другие компоненты, которые компания производит самостоятельно. Посевной комплекс с рабочей шириной 12 м и скоростью до 20 км/ч позволяет выполнять сев различных культур с одновременным внесением всей нормы как гранулированных, так и жидких удобрений. Техника имеет две пластиковые герметичные емкости объемом по 6000л каждая, для семян и удобрений, что позволяет работать с большой производительностью, без лишних остановок на загрузку.
Весной 2023 года были проведены полевые испытания комплекса на посеве 2500 га сои, и он показал замечательные результаты, а конструкторы получили ценную обратную связь для доработок. Исследования были продолжены в ходе осеннего сева озимых культур, при этом уже сейчас эксперты отмечают, что российские аналоги данного посевного комплекса по производительности, скорости и точности посева практически отсутствуют. Весной 2024 года запланирован выпуск десяти предсерийных машин, а осенью выйдет первая промышленная серия из 30 единиц. Плановая мощность завода по выпуску посевных комплексов составляет 250 единиц в год.
ЗАПЧАСТИ И ПОСТАВЩИКИ
Из всего перечня широкой номенклатуры компонентов для производства почвообрабатывающих орудий «Промзапчасть» лишь некоторые компоненты являются импортными, например, подшипники. Они поставляются из Тайваня и Индии, при этом заводское КБ уже самостоятельно разрабатало подшипники для катков.
Большую часть номенклатуры «Промзапчасть» производит самостоятельно, постоянно увеличивая этот процент. Поэтому остро вопрос об импортозамещении комплектующих на предприятии не возникал в последние годы. Небольшая трудность с поставками высококачественных гидроцилиндров, которые производит латвийская компания «Метека», была решена переносом производства гидроцилиндров из Латвии в Санкт-Петербург. Отметим, кооперацию завода с компанией «Метека» - мы тоже производим для них комплектующие.
Стальное литье выпускается Мценским литейным заводом, причем высокие требования компании «Промзапчасть» в конечном счете были возведены в стандарт у орловских металлургов. Металл для сельхозтехники с показателем на разрыв 700 Мпа и более прокатывают на «Северстали». Первоуральский трубный завод поставляет трубы из первоклассной низкоуглеродистой стали со стенками 10 мм, проверенными ультразвуком.
Рабочие органы на почвообрабатывающие орудия ранее поставлялись испанской компанией Bellota, теперь же производятся в Индии по передовым лицензированным технологиям и нисколько не уступают по качеству. Одновременно с этим завод активно инвестирует в передовое оборудование для термообработки, и готовится к самостоятельному выпуску рабочих органов (диски, стойки) для орудий летом 2024 года. Металлургический завод «Петросталь» уже готов к прокату высококачественной стали для этого. В результате столь активного развития завод сможет полностью сам контролировать все технологические процессы и качество продукции.
БУДУЩЕЕ УЖЕ ЗДЕСЬ
Три года назад в нашей статье «Задача на годы вперед» мы рассказывали о том, как должно выглядеть современное производство техники для АПК. Сегодня концепция Индустрии 5.0 развернута на предприятии в полной мере — современные методы производства, высокие технологии в управлении информацией, начиная от проектирования и заканчивая сопровождением изделий у клиентов. Цель компании — развить это на уровне, превосходящем планку мировых лидеров отрасли.
С момента основания в 2009 году, завод идет по высокотехнологичному пути развития производства, роботизации и полной цифровизации. Перед тем, как строить завод, руководство и ведущие инженеры посетили ведущие мировые предприятия по производству сельхозтехники. Затем мастера и начальники участков проходили обучение на ведущих европейских заводах, переняв высокую культуру производства, работа на нашем заводе стала престижной. Сегодня на все процессы полностью «накинута» цифровая калька, практически отсутствует бумажный документооборот. Предприятие представляет собой абсолютно современный европейский завод с идеально выстроенными процессами. По уровню производства и используемых технологий завод стоит в одном ряду с такими передовыми российскими сельхозмашиностроителями, как «Евротехника» и «Пегас-Агро».
Каждый клиент получает от завода личный 3D-каталог на приобретенную машину со всеми номерами деталей, номенклатурой и изменениями, которые относятся конкретно к его изделию. Если на следующей модели будут внесены какие-то правки, очередной покупатель в своем личном кабинете увидит другой, полностью актуальный цифровой каталог. Все это стало следствием внедрения общей цифровой схемы управления заводом. Абсолютно все процессы — от разработки изделия, подготовки и сопровождения документации, подготовки к производству и самого производства до продаж, сопровождения у покупателей и рекламаций — находятся в единой цифровой сквозной среде управления с единой номенклатурной базой. Процессы реализованы преимущественно на российских программных продуктах.
Внедренная система цифровых заказов означает, что на предприятии организован контроль прохождения всех полуфабрикатов. На каждый из них создается штрих-код, цифровая метка сопровождения по всем этапам передела. Происходит всеобъемлющая цифровизация всего изделия, получающего конечную визуализацию в 3D-каталоге, с помощью которого заказ любого количества деталей для дилера занимает одну минуту. Без использования таких технологий подобное «расследование» по поиску точного каталожного номера для заказа занимало бы несколько дней.
На самом заводе все сквозные серии, все партии полуфабрикатов логистически структурированы в рамках Индустрии 5.0, что означает минимизацию участия контролеров в обычном понимании. Их роль выполняет система, которая по всем этапам передела контролирует перемещение заготовок, их соответствие друг другу. Конечно же, контроль качества ведется в полном объеме. Но когда используются суперсовременные станки, цифровые заказы, контроль сборки и событий на всех участках не с помощью человека, а с помощью автоматической системы событий, качество продукции вырастает в разы. Например, логистический центр размещая заказ из 1000 деталей за считаные секунды видит всю картину остатков на этапах. Ситуацию с браком невозможно утаить, брак влияет на KPI ответственного сотрудника и напрямую отражается на его профессиональной деятельности. Современные схемы управления, которые прежде всего развивает «Промзапчасть» — это суперсложные цифровизированные системы по высоким стандартам пятой индустрии.
В ОДНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Все поставщики, покупатели и дилеры в рамках Индустрии 5.0 работают в единой цифровой среде. Например, если аграрий прямо в поле с помощью мобильного телефона создал акт рекламации, документ сразу через личный кабинет попадает к дилеру. Последний должен выехать на место в течение одного дня, и завод сразу получит фото изделия. Максимальный срок для принятия решения по сложным рекламационным случаям с минимальным количеством бумажного документооборота составляет семь дней, при этом предприятие видит полностью прозрачный и четкий цифровой след дилера и потребителя, фотографии и даты поломок. За два года работы системы с 50 дилерами и 5000 событий в год, не возникло ни одного спора по рекламациям. При внедренной схеме рассмотрения обращений аграриев отрицательный результат для них невозможен, что позволяет им оставаться полностью удовлетворенными отношениями с производителем. Об этом свидетельствуют отзывы аграриев и крайне высокий процент повторных продаж компании «Промзапчасть». Однако главным элементом Индустрии 5.0 все же выступают не роботы, а интеллектуальное управленческое ядро в виде людей, которые способны, обладая высокими целями и волей к их достижению, в непростых условиях создавать продукцию высочайшего класса.
КАДРЫ РЕШАЮТ
Говоря об управленческом ядре, нельзя не упомянуть о текущей ситуации с кадрами. Современный профессиональный подход к кадрам начинается с их подготовки. «Промзапчасть» активно сотрудничает с Шебекинским агротехническим ремесленным техникумом и Шебекинским техникумом промышленности и транспорта. На заводе были созданы аудитории и роботизированные ячейки для обучения студентов, которые проходят в компании профессиональную расширенную подготовку вплоть до дуального обучения со 2 курса. Проводя половину времени в техникуме, а оставшуюся часть — на заводе, к окончанию третьего курса учащийся может стать молодым специалистом-производственником. Примерно половина студентов, успешно прошедших дуальное обучение, становятся частью коллектива компании. Особо отмечается при этом нехватка в ссузах преподавателей, которые получают заработную плату в несколько раз ниже, чем их выпускники на заводе, что фактически уничтожает систему профессионального образования. Чтобы избежать этой негативной тенденции, преподаватели техникумов участвуют в процессе дуального обучения на заводе вместе со своими учениками. К примеру, новые лазерные станки с режущей под всеми углами 3D-головой, представляющие собой гигантские раскройные центры для профильной трубы, требуют уровня отдельной профессии. Поэтому университеты и техникумы, сотрудничающие с заводом, вынуждены подстраиваться по быстро меняющуюся реальность открывать новые специальности и выпускать достойно подготовленных молодых машиностроителей.
Что касается новых сотрудников с высшим образованием, то основным поставщиком кадров для завода в Шебекино является Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова. Его студенты обучаются 3D-моделированию в программе «Компас», что является большим плюсом. Но, чтобы стать конструктором, молодому специалисту нужно минимум три года отработать в КБ. Столь длительная подготовка связана с овладением спецификой создания сельскохозяйственной техники, пониманием ее особенностей и агротехнологий, в которых техника участвует. Конструктор помимо уверенной работы в «Компасе» и других программах должен досконально понимать процесс всего производства, знать все составляющие себестоимости продукции. Инженер учится владеть программами, позволяющими минимизировать количество дорогостоящих полевых испытаний. Он должен быть хорошо знаком с возможностями современных станков-роботов, настоящими священными граалями завода, обладающими десятками инструментов и тысячами программ обработки. Конструкторское бюро в этом плане является средой людей очень высокого уровня специальных знаний, и, чтобы стать хорошим конструктором, необходимо пять-семь лет упорной работы.
НАСТОЯЩЕЕ ЛИДЕРСТВО
«Промзапчасть» до недавнего времени была единственной российской компанией, уверенно экспортировавшей почвообрабатывающие орудия в страны Евросоюза через большую дилерскую сеть. Данный факт говорит о том, что производитель отлично удовлетворял в условиях жесткой конкуренции запрос одного из самых взыскательных потребителей — европейского фермера. Преимуществами таких поставок являлась достоверная и полная обратная связь. К тому же конкурентная борьба на данных рынках сложна и интересна, что сильно мотивирует на дальнейшее развитие. Европейские аграрии уже давно привыкли к скорости поставок, качеству изделий, электронным каталогам, высокому уровню сервисной поддержки и так далее. Однако, текущая международная ситуация закрыла страны ЕС для дальнейших поставок. При этом экономическая конъюнктура складывается таким образом, что основной акцент компания делает сегодня на внутренний рынок, который покинули европейские сельхозмашиностроители — наши главные конкуренты
При этом, отмечают в компании, если в ближайшие несколько лет государство не окажет мощной финансовой и иной поддержки сельхозмашиностроителям, то отрасль окажется в глубоком кризисе. Российские заводы могут закрыть только треть потребностей АПК страны в новой сельхозтехнике и оборудовании. Им придется в авральном порядке наращивать мощности, что приведет к падению качества продукции. Но рано или поздно политическая ситуация вернется в норму, рынки снова откроются, и отечественным заводам станет еще сложнее конкурировать с лидерами мирового машиностроения. В то же время в России существуют небольшие компании с большими амбициями и оригинальными идеями. Именно их необходимо максимально поддерживать государству и предоставлять всевозможные преференции. Одновременно нужно поднимать малый бизнес, занимающийся производством компонентов, так как в рамках любого гиганта-предприятия невозможно производить всю номенклатуру. Ситуация осложняется тем, что российский рынок полностью открыт для импорта сельхозтехники из азиатских стран, что влечет наполнение рынка некачественной продукцией, что уже происходит в сегменте тракторной техники. Выходом из ситуации может быть производство лишь высокотехнологичного и сложного оборудования, так как в сфере высоких технологий конкурировать всегда крайне сложно, и стремиться нужно именно к такому лидерству.