Растениеводство 2 марта 2021

Ассоциации обратились к Владимиру Путину с критикой проекта закона о семеноводстве

Ассоциации обратились к Владимиру Путину с критикой проекта закона о семеноводстве

Российский зерновой союз и Ассоциация независимых российских семенных компаний направили Президенту России Владимиру Путину обращение с просьбой обратить внимание правительства на существенные недостатки внесенного в Госдуму законопроекта "О семеноводстве". 

В распоряжении редакции "Журнала Агробизнес" имеется копия письма, текст которого приводим полностью: 

Открытое письмо Президенту Российской Федерации Путину В.В. 

Уважаемый Владимир Владимирович! 

По результатам обсуждения проекта федерального закона «О семеноводстве», внесённого Минсельхозом России в Правительство РФ, отраслевое сообщество селекционеров и семеноводов приняло решение обратиться к Вам с открытым письмом, чтобы рассказать о проблеме неисполнения одного из Ваших поручений Правительству РФ. 

Речь идёт об абзаце 3 подпункта «в» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 04.03.2020 № Пр-434: «…внести в законодательство Российской Федерации в области семеноводства и в области карантина растений изменения, направленные на обеспечение прав сельскохозяйственных товаропроизводителей». 

Однако вместо «обеспечения прав сельскохозяйственных товаропроизводителей» для них вводятся новые, необоснованные административные барьеры, устанавливаются обязательные требования и навязываются новые платные государственные услуги. 

В соответствии с отчётным докладом Правительства РФ от 27.10.2020 №9919п-П11, Вам сообщили, что Минсельхоз России подготовил проект федерального закона «О семеноводстве», который направлен на создание условий развития рынка семян, производимых в Российской Федерации, и повышение их качества, а также на устранение искусственных административных барьеров в сфере семеноводства. 

Однако фактически вышеупомянутый доклад не соответствует действительности и откровенно вводит Вас в заблуждение, а для селекционеров и семеноводов создаёт условия, исключающие любое развитие этой подотрасли. 

О каком устранении избыточных административных барьеров говорится в докладе Правительства от 27.10.2020 №9919п-П11, если новый законопроект «О семеноводстве» вводит 29 новых обязательных требований к сельхозпроизводителям, а также функций и полномочий для федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ)?! 

Наиболее ярким и вопиющим фактом неисполнения Вашего поручения от 04.03.2020 № Пр-434 является введение нового, отсутствовавшего ранее 2 федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства, который противоречит ст. 76 Конституции РФ и Федеральному закону от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». 

Данный законопроект вводит обязательные требования к сортовым и посевным показателям качества семян, которые отныне будут устанавливаться не техническими регламентами, а ФОИВ, что противоречит законам о техническом регулировании, об обязательных требованиях и о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ. 

Впервые вводится запрет на любое использование семян, которые не отвечают требованиям, установленным ФОИВ, при этом для ФОИВ предусмотрено право делать исключения из этого правила для отдельных компаний или предписывать уничтожение семян для других. 

Впервые вводится понятие «хозяйственно-полезные признаки», противоречащее ГК РФ в части госрегистрации селекционных достижений и здравому смыслу в части лишения права потребителей самим определять полезные свойства товара, зато позволяет бенефициарам ежегодно получать из бюджета не менее 1,0 млрд. рублей и еще навязывать платные обязательные государственные услуги селекционерам и семеноводам на сумму примерно 2,0−3,0 млрд. рублей. 

ФОИВ наделяются правом устанавливать порядок реализации и транспортировки партий семян, хотя регламентация данных технологических процессов является прерогативой ФЗ «О техническом регулировании» и не может устанавливаться законом «О семеноводстве». 

Естественно, любой инвестор очень тщательно просчитывает возможности своего бизнес-проекта, но разработчики нового закона вводят норму о том, что Правительство РФ будет устанавливать Правила локализации производства семян, как будто речь идёт о производстве, например, оружия или ядерного топлива. 

Впервые предлагается не соблюдать международные договорённости нашего государства. Для этого предлагается норма о праве ФОИВ на проведение аудита иностранных лабораторий, которые сертифицируют семена в порядке, утверждённом Правительством РФ. И это несмотря на то, что данные лаборатории уже имеют международную аккредитацию и признаны многими странами, в том числе и Российской Федерацией. 

Впервые, более чем в 6 местах по тексту законопроекта, устанавливаются пока не определённые разработчиком («иные») полномочия для РФ и ФОИВ и обязанности для сельхозпроизводителей. Это несёт в себе не только волюнтаризм, но и потенциальные коррупционные риски, а также создаёт условия неопределённости и нестабильности. 

Вводятся право на создание и ведение нового платного и обязательного Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию, который был отменён Вами в 2008 году (п. 44 ст. 2 ФЗ от 18.12.2006 №231 «О введении в действие части 4 ГК РФ»), и запрет для отечественных сельхозпроизводителей на использование семян сортов, которые не включены в этот Реестр по перечню, утверждённому Правительством РФ. 

Впервые устанавливается монопольное право для ФГБУ Госсорткомиссия на обязательное исследование семян на содержание генетических модификаций и 3 оформление генетического паспорта как за счёт бюджета (более 1,0 млрд. рублей), так и за счёт заявителей (стоимостью примерно 50 тыс. рублей за штуку). 

Впервые вводится право ФОИВ предписывать уничтожение ГМО-посевов и семян в течение 15 дней. 

Впервые предлагается новое полномочие на проведение анализа рисков в области семеноводства, притом что таких рисков даже гипотетически не существует, а бюджет получит реальные расходы. 

Впервые ФОИВ предоставляется право признавать чужую собственность пригодной или не пригодной к использованию посредством утверждения понятий «определение посевных (посадочных и иных) показателей качества партии семян» и «посевные (посадочные и иные) показатели качества партии семян» (ст. 1 законопроекта). 

Впервые вводится сплошная генетическая паспортизация сортов и гибридов как при ввозе, так и при включении в Реестр, причём такая паспортизация распространится на сорта и гибриды, уже включённые в него ранее. При средней ориентировочной стоимости такого паспорта 50 000 рублей затраты бюджета и селекционеров окажутся просто неподъёмными, а так называемый генетический паспорт превратится в ничего не гарантирующую «филькину грамоту». 

Впервые для создания отечественным селекционерам и семеноводам неконкурентных условий работы вводится обязательная федеральная государственная информационная система в области семеноводства сельскохозяйственных растений. 

Впервые вводится обязательность (вместо существующей сейчас добровольности) оформления ряда платных документов на партии семян. 

Уважаемый Владимир Владимирович, мы просим Вас дать поручение Правительству РФ привести проект закона «О семеноводстве» в соответствие с номами Конституции РФ, Правом ЕАЭС, законами РФ о техническом регулировании, об обязательных требованиях, о защите конкуренции, о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ. Также просим поручить разработчикам законопроекта провести «нулевые» чтения в Общественной Палате РФ для максимально широкого и гласного обсуждения с участием профессиональных союзов и ассоциаций, деятельность которых прямо или косвенно зависит от окончательного содержания этого документа. 

Мы не считаем разработчиков данного законопроекта своими противниками, а исключительно коллегами-оппонентами, которые — в силу своей несомненной профессиональной честности — просто обязаны учесть альтернативные мнения экспертного сообщества, поскольку, как показывает практика, для развития отрасли необходимо создание благоприятного экономического климата, а не принудительное введение избыточных контрольных функций, процедур и ограничений. 

26 февраля 2021 

Подписано Председателем совета директоров Ассоциации независимых российских семенных компаний В.И. Леуновым и Президентом Российского зернового союза А.Л. Злочевским

Рекомендуем

Популярные статьи